Началась Великая Отечественная война. Танечка могла остаться в Перми, продолжать работать в садике, куда привозили эвакуированных ребятишек. Но она твёрдо решила ехать на фронт. Пришлось переквалифицироваться: девушка окончила курсы медсестёр. В последний раз побывав в садике, Танечка расплакалась. Она не говорила своим птенцам о скором расставании, но это чувствовалось буквально во всём. Дети окружили её, попросили сказку. Танечка прежде была мастерица рассказывать, а теперь не смогла. Остановилась на полуслове и пообещала: «После войны доскажу…»
На фронте солдат Барамзина — с лета 1943 года. Для наших бойцов Танечка стала не только медсестрой, а родным человеком. Не будет преувеличением сказать, что она переживала за каждого раненого, часто выступала донором. В свободные минуты стирала и чинила одежду солдат, могла и постричь не хуже любого парикмахера.
Она хотела сделать для нашей Победы как можно больше, окончила Центральную женскую школу снайперов и была зачислена в 3-й стрелковый батальон 252-го стрелкового полка. Личный счёт Танечки — двадцать фашистов (есть данные — 36 и 16), она открыла его ранним утром у села Дрибино, в Белоруссии (в тот день убила двоих гитлеровцев).
Вот как вспоминал о Тане однополчанин Александр Соломатин, комвзвода по снабжению: «В апреле 1943 года в нашем батальоне появился новый снайпер — девушка. Невысокого роста, улыбчивая. Полюбили мы её сразу: за требовательность к себе и к товарищам, за то, что до всего ей было дело. Случалось так, что и повара отчитает за невкусный борщ и кашу, однажды сама встала к котелку и показала, как варить надо, чтобы вкуснее получилось. И неряшливого солдата так пристыдит и на смех поднимет, что тот навсегда запомнит случай с грязной гимнастёркой или оторванной пуговицей…»
Был случай — в один день уложила пятерых фашистов на плоту. Троих — сразу, а двое успели прыгнуть в воду, но от пули это их не спасло. Тот день стал для Тани большой радостью и одновременно — болью. Случилось кровоизлияние, затем ещё одно. Быть снайпером она больше не могла.
Танечку отправляли в госпиталь — однополчане боялись, что девушка совсем ослепнет. Но она отказалась — мол, подлечусь после войны, а пока буду медсестрой. Заодно освоила и дело связистки. Однажды, приводя в порядок повреждённую линию, Танечка продвинулась довольно далеко от своих и заметила двух немцев. Ползком добралась до командного пункта, подняла бойцов на ноги и повела за собой. В перестрелке погиб комбат (фашистов оказалось больше). И тогда вчерашняя воспитательница детского сада встала в полный рост, крикнула: «За мной, вперёд!» — и бросилась на врага.
23 и 24 июня 1944 года — канун наступательной операции наших войск в Белоруссии. Таня отвечала за связь командных пунктов полка и батальона. Но местность была такая, что связь без конца давала сбои. За один только день Танечка 14 раз исправляла неполадки. То по-пластунски, то на коленях, то бегом перемещалась. Сколько же километров намотала…
5 июля 1944 года шёл тяжёлый бой близ села Пекалино (по некоторым источникам — у села Шеметово, что в нескольких километрах от Пекалино) — во время марша к узлу дорог батальон в тылу врага столкнулся с фашистами, силы которых во много раз превосходили. Надо было держаться до прибытия основных сил (бой будет длиться в течение девяти часов). Раненых много, очень. Таня во время сражения оказывала помощь. Тех, кто уже не мог передвигаться, оттаскивала в блиндаж, который находился на краю нашей позиции. И случилось так, что этот блиндаж отрезали фашисты. С кем они собрались сражаться — с теми, кто лежал без сознания? С девушкой, единственной защитницей раненых? Ну что же… Она схватила автомат и стала отстреливаться. Завязался бой — отчаянный, обречённый, слишком неравный. Но всё-таки Танечка уложила больше двадцати гитлеровцев! Она оказалась сильнее двух десятков взрослых мужчин.
У неё кончились патроны, затем и гранаты. В блиндаж ворвались враги. И кого они увидели? Вчерашнюю студентку, медсестру, связистку, снайпера, учителя, воспитателя. Не маму по возрасту, но мать по сути.
У них не было времени, ведь шёл бой. Но свою месть изверги уже остановить не могли. Расстреляли раненых, а Танечку стали пытать. Вонзали штыки, выкололи глаза, отрезали грудь и расстреляли из противотанкового ружья…
Когда подошло наше подкрепление и солдаты ворвались в блиндаж, её смогли опознать по волосам и обрывкам одежды. Похоронили Танечку у села Волма, завернув в две плащ-палатки. Танечка стала Героем Советского Союза.
Софья Милютинская