Почему звезды «Дома-2» и Шнуров стали говорить о политике
Раньше это было «зашквар». Теперь — они меняют мнение общества о пенсиях и футболе
Звезды соцсетей все чаще начали высказываться о политике. Опрошенные «URARU» эксперты уверены: 13-миллионный аккаунт Ольги Бузовой в Instagram — готовая площадка для обсуждения злободневных тем российской действительности.
Одним из последних ярких примеров того, что лидеры общественного мнения в России все чаще обращаются к политическим темам, стал юморист Семен Слепаков. В песне о проблемах российского футбола он предложил поставить на место главного тренера сборной главу Чечни Рамзана Кадырова. После почин юмориста поддержал Сергей Шнуров: лидер группы «Ленинград» написал стихотворение о повышении пенсионного возраста в РФ. Горячо отреагировала на пенсионную реформу и экс-участница «Дома-2» Алена Водонаева, расплакавшись из-за судьбы «своих стариков». Еще раньше ведущая проекта «Дом-2» Ксения Бородина распространила в своих соцсетях ложную информацию, что в сгоревшем кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» погибли сотни детей.
Кандидат психологических наук Леонид Радзиховский в разговоре с корреспондентом «URA.RU» отметил, что популярная медиаперсона сегодня в состоянии «угадать, четко сформулировать и чуть на миллиметр подправить» общественное мнение. По его словам, публичные личности уже сейчас «являются главным инструментом пропаганды». Высказывания популярных персон становятся наиболее резонансными, если ложатся на благодатную почву. Так произошло в случае со Слепаковым и Шнуровым, уверен эксперт: «Эти высказывания соответствуют тому, что думает огромное количество людей».
«Феномен лидеров общественного мнения есть и от него избавиться невозможно», — признает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. Однако эксперт призывает не переоценивать роль медийных персонажей в формировании политической повестки. По его словам, популярные в соцсетях персоны «действуют в рамках, за которые не выходят», опасаясь санкций.
Такой же точки зрения придерживается глава коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловских. По его словам, блогеры, которые формируют общественное мнение, остерегаются выходить за грани определенного формата. Так, раньше они старались не касаться политики, так как боялись потерять свою аудиторию. «Они так и говорили: идет потеря аудитории, от нас уходят люди, как только мы начинаем про политику разводить», — передает их точку зрения эксперт.
При этом, по словам Еловских, блогеры с миллионами подписчиков обладают огромным потенциалом для того, чтобы доносить до людей определенную информацию.
«Для работы с аудиторией Instagram Ольга Бузова является лучшим вариантом», — приводит пример Еловских. Впрочем, эксперт отмечает, что склонить аудиторию к той или ной точке зрения не всегда простая задача.
«Не надо думать, что если она написала, то все 13 миллионов человек [количество подписчиков Ольги Бузовой в Instagram — прим. ред.] сказали: ну да, повышение пенсионного возраста — это хорошо».
Павел Салин развивает мнение коллеги. По его словам, механизмы использования блогеров уже сегодня активно используются на выборах мэра российской столицы. «Сейчас московские власти активно мобилизовали лидеров общественного мнения в рамках своей кампании. Мы видим, что там посты у них в Instagram появляются с одинаковыми тезисами», — подытожил политолог.
URA RU