17 июня - Неделя 3-я по Пятидесятнице (День памяти семи отцов Вселенских Соборов) (третья неделя после Троицы)
Услышав сегодня воскресное Евангелие, мы должны поразмышлять о нем для пользы каждого из нас. Господь в этом Евангелии говорит, что светильник для тела есть око, или наш глаз. Говорит, что «если твое око светло, то и все тело твое будет светло, а если око твое темно, то и тело твое темно будет, потому что если свет, который в тебе есть - тьма, то какова же тьма?». Господь под оком разумеет наше сердце или нашу совесть, которая обязана блюсти все наше существо. А под телом подразумевает всю нашу жизнь, все наши дела. Говорит о том, что совести предназначено быть голосом Божиим в нашем естестве. Она должна нас предупреждать, останавливать, если необходимо – обличать, одергивать от каких-либо дел порочных и, наоборот, призывать к делам благочестивым. И если же совесть этой функции не выполняет, если она убита, заглушена или сожжена, тогда что можно говорить о теле, о всех делах, о всей нашей жизни? Наступает некоторая бессмыслица. И Господь дает это противопоставление, потому что совесть в человеке убить до конца нельзя. Ее можно, как в мутной воде приглушить, чтобы ее сигналы не доходили до сознания, до разума, как появляется на железе окалина, некая корка и не видно - как прекрасен был этот предмет. Так и в человеке - если он грешит и свою совесть не омывает слезами покаяния, исповедью, искренним раскаянием, то на ней постепенно образуется такая же корка, которая становится все толще и толще. Сигналы, просьбы становятся все более слабыми, когда душа вопиет о том, что нам надо остановиться, до тех пор, когда мы их совсем перестанем чувствовать. Это страшное состояние, и Господь в сегодняшнем Евангелии нас об этом предупреждает. Далее Господь говорит нам: «Не заботьтесь о теле вашем, во что одеться или что пить или что кушать, но заботьтесь о правде Божией». Здесь опять Господь нам говорит о таком раздвоении, наступающем вследствие забвения первоначального призвания. Бог создал человека для того, чтобы он по всей земле устроил рай. Но вместо этого человек согрешил, он полностью «заземлился», имеет попечение только о временном. Поэтому в сознании человека началось раздвоение. И вот это страшное состояние, о котором сегодня Господь предупреждает в Евангелии; Он говорит:«Человек, одумайся , твоя душа – она как Дух проста по своему составу.» Она естественна, правдива и не может раздвоиться. Если мы встречаем человека двоякого, с двоящимся сердцем, то у нас сразу же пропадает к нему всякое доверие. От таких людей хочется быть подальше, потому что не знаеш, что они дальше сотворят. Такой человек не угоден и Богу. Невозможно служить Богу и мамоне, земному греховному миру, который весь погряз в страстях. И Господь объясняет: «Как может человек одновременно служить двум господам? Либо одного он будет любить, а другого ненавидеть, одному стараться служить, а к другому относиться с пренебрежением». У нас должна быть одна главная задача, а все остальное второстепенно.
Свернутый текст
Так устроен человек - таким Бог нас создал. Такой же простой Он создал и нашу душу, которая, если будет раздваиваться, то будет разрушать сама себя. Господь говорит: «Неужели вы думаете, что Отец Небесный, который вас создал, не думает о тех проблемах, которыми вы хотите поглотить себя полностью?...Посмотрите на птиц небесных, как Господь их питает, они не сеют, не жнут, а Отец Небесный дает им пищу. Посмотрите на цветы полевые, как Господь их одевает, так, что Соломон во всей своей славе не одевался так прекрасно». Мы дарим цветы, когда хотим подарить радость людям, потому что цветы являются земным отражением красоты небесной, созданной Богом. Далее Господь говорит о полевых цветах, которые расцветают и дарят красоту всего лишь несколько дней, увядая и превращаясь за короткий срок в труху. Господь одевает их, и неужели он не позаботится о вас, чтобы вы были обуты и одеты? Мы слышим слова Бога о пище, одежде, но речь идет не только о земных вещах. Господь нам предложил Самого Себя. Вот наша подлинная пища, к которой мы должны стремиться и желать насытиться ею. И когда мы читаем молитву: «Отче наш, хлеб наш насущный дашь нам на каждый день», то святые отцы говорят: « Мы просим Бога не только о той пище, которую мы вкушаем как обычную еду, но мы просим, чтобы Он нас сподобил Своего Божественного Тела и Крови. Поэтому надо стремиться причащаться как можно чаще, вплоть до того, чтобы причащаться каждый день, как это делали первые христиане. Чтобы укреплялись наши силы душевные и телесные.