Самым большим счастьем для девочки были редкие встречи с матерью. Она мечтала, что когда-нибудь мама заберет ее домой навсегда, но после очередных каникул Сару снова возвращали в пансион. Однажды в момент отъезда матери девочка бросилась вслед за каретой, упала на мостовую и сломала руку. После этого ее мечта сбылась: она провела с мамой несколько счастливых месяцев.
Чтобы обуздать неукротимый нрав девочки и привить ей благородные манеры, ее решили отдать в школу при монастыре. Но даже монашеская дисциплина не помогла сделать благовоспитанную даму из того сорванца, которым была Сара. Ее бросало из крайности в крайность: она то молилась до исступления и мечтала посвятить всю свою жизнь служению Господу, то подбивала других воспитанниц на очередную проказу.
Как-то Сара умудрилась организовать настоящий побег из монастыря, выбравшись с подружками из окна по связанным простыням. В конце концов, монахини настоятельно порекомендовали матери Сары забрать ее домой.
Добившись долгожданной свободы, Сара, которой, как обычно, овладел дух противоречия, вдруг почувствовала страстное желание стать монахиней. Когда ее мать собрала совет из друзей и родственников, чтобы решить дальнейшую судьбу девочки, Сара выбежала на середину комнаты, в отчаянии заломила руки и, упав на колени, стала исступленно твердить, что не хочет быть куртизанкой, а мечтает уйти в монастырь. Присутствовавший на совете герцог, покровитель матери девочки, воскликнул: «Да ей нужно не в монастырь, а на сцену!»
Сара Бернар - театральная биография
В этот же вечер герцог отвел девушку в «Комеди Франсез». Сара, впервые оказавшись в настоящем театре, еще до начала спектакля пришла в необычайное волнение. Когда после третьего удара гонга занавес над сценой начал подниматься, она едва потеряла сознание. Позже Бернар скажет: «Это поднимался занавес над моей жизнью». У нее было четкое ощущение, что с этого мгновения ее судьба изменилась навсегда.
Тем не менее, актерская карьера Сары чуть не завершилась, едва начавшись. Она окончила театральную консерваторию, но режиссеры не спешили задействовать ее в спектаклях. Таланта в ней никто не видел, а внешность ее по тем временам оказалась непрезентабельной.
В моде были дамы с формами, и Сару с ее тоненькой фигуркой считали слишком худой и даже прозвали «шваброй». Единственными козырями девушки были копна вьющихся рыжих волос и пронзительные дерзкие голубые глаза.
Из-за своего бунтарского нрава Сара потеряла первое место в театре, куда ее устроили по протекции. Оставшись без средств к существованию, она была вынуждена вести ту же жизнь, что и ее мать, даря свою благосклонность богатым покровителям.
Однако, беззаветно влюбившись в театр, девушка ни на минуту не забывала о своем предназначении. Ожидая, когда судьба даст ей шанс проявить себя, Сара брала уроки актерского мастерства у признанных мэтров сцены.
Сара Бернар - Королева эпатажа
Первый громкий успех пришел к Саре Бернар после роли... юноши. Ее телосложение вполне позволяло играть мужские роли, а ей самой очень нравилось перевоплощаться в представителей противоположного пола. Слава новой звезды французского театра, обладавшей «золотым голосом» и необыкновенной пластичностью, стремительно росла.
За пределами Франции Сару Бернар узнали после первого мирового турне. Ей рукоплескали Европа и Америка, публика в считанные часы раскупала билеты на ее спектакли, а журналисты выстраивались в очередь, чтобы взять у нее интервью.
С ростом популярности все ярче проявлялась присущая Саре с детства эксцентричность. Теперь она могла воплощать в жизнь свои капризы и позволять себе любые чудачества.
Гроб, купленный в юношеские годы, по-прежнему был с ней. Он стоял в спальне актрисы рядом с кроватью, и когда Бернар чувствовала упадок сил, то перебиралась с мягких перин на жесткое ложе. Она отдыхала, учила роли, принимала гостей, лежа в гробу. Поговаривали, что гроб фигурировал даже в ее интимных встречах с мужчинами.
В квартире актрисы царил хаос: повсюду были разбросаны безделушки, пледы, подушки и прочие вещи. В своей спальне Сара разместила скелет, а по дому бегали многочисленные собаки и кошки, подобранные на улице. Попугаи, обезьянка и даже змеи, привезенные из заморских стран, тоже нашли свой приют у актрисы.
Необыкновенная во всем, Сара Бернар даже макияж использовала не так, как все женщины. Она ввела среди актрис моду наносить темный грим на уши, чтобы оттенить белизну лица. Кончики пальцев Сара красила красным, чтобы движения рук казались более выразительными.
О себе актриса писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».
Сара Бернар - последний спектакль
О мужчинах Сары Бернар ходили легенды. По слухам, она покорила чуть ли не всех монарших особ Европы и родила сына Мориса от бельгийского принца. Перед ней преклонялись Эмиль Золя, Виктор Гюго, Марк Твен. Ей дарили яхты, дома и бриллианты, ей посвящали поэмы, из-за нее стрелялись на дуэлях, но...никто не смог ее приручить.
Да, ей нравилось мужское внимание, она часто влюблялась, заводила романы, но никогда не теряла голову из-за мужчин. Она знала, что каждой клеточкой души и тела принадлежит театру.
Ничто не могло сломить ее, актриса репетировала и выходила на сцену в любом состоянии: в лихорадке, после тяжелого гриппа, с переломом... Даже когда после долгого и неудачного лечения в возрасте 70 лет ей ампутировали часть ноги, она не ушла из профессии. Выбирая роли, в которых можно было находиться на одном месте, Сара Бернар продолжала играть в театре.
Когда врачи сообщили Саре, что жить ей осталось недолго, она начала планировать свои похороны как последний спектакль. Снова, как в юные годы, актриса выбрала себе гроб, купила наряд, придумала, как будет проходить церемония... И стала ждать, поражая окружающих мужеством и чувством юмора.
На этот раз чуда не произошло: 26 июня 1923 года мир облетела печальная весть о кончине великой актрисы. В последний путь ее провожали десятки тысяч поклонников, и каждый пришел с букетом камелий - цветов, которые так любила несравненная Сара Бернар.