Ведь Порошенко не указал, в какие сроки он намерен осуществить задуманное, ибо они, в общем, и не важны. Он сказал совершенно иное. Смысл транслируемого им послания можно выразить словами Александра Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится».
Идея о том, что воевать Украина будет до победного конца — чего бы ей это ни стоило, сколько бы времени ни потребовалось, — присутствовала в контексте и другой записи украинского лидера.
На прошлой неделе он написал в своём Twitter, что, даже если нынешние союзники отвернутся от его страны, она всё равно продолжит борьбу со злом. Пусть и в полном одиночестве.
Так что странный выкрик о возвращении украинской символики в города Донбасса вполне можно рассматривать и как всплеск экзистенциального отчаяния, когда ставится заведомо недостижимая в сколько-нибудь понятной перспективе цель только для того, чтобы раз и навсегда замкнуть ею время. Дескать, пока Донбасс не отвоёван, Украина не обретёт будущего.
Возрождение или даже формирование новой, прошедшей через огонь, воду и медные трубы государственности возможно лишь через возвращение территорий, которые кажутся потерянными навсегда. Здесь как бы совершается переход от отчаяния к надежде: сознательные украинцы не могут позволить себе малодушие и размывание воли.
Смириться с потерей Крыма, Донецка и Луганска — значит махнуть рукой на идею самостоятельной, великой, познавшей опыт войны, поражений и побед Украины.
У Петра Алексеевича в этом дурацком с виду сюжете есть свой почти безнадёжный, но всё равно с остервенением отстаиваемый интерес. У него нет особого выхода, кроме как, ввиду надвигающихся выборов, упрямо и бесповоротно ставить на войну, выбирать войну, пытаться в той или иной упаковке продать войну избирателям. Достижений не просто нет — Украина нищает, теряет население, вынужденно запирается по углам, погружаясь в криминальный хаос.
Единственный способ хоть как-то привлечь на свою сторону людей — это объяснить им, что они мужественно справляются с величайшими тяготами военного времени, стремясь отстоять свободу и независимость собственной родины. Что это высокий удел настоящих людей, которые выбирают бедность, но не рабство, сознательно идут на ухудшение условий собственной жизни, чтобы обрести достоинство и свободу для себя и своих детей.
И вот здесь нужна как раз конечная станция нескончаемого путешествия. Она и названа — флаги над Донбассом.
Более 60% респондентов, согласно последним социологическим опросам киевского центра, выступают против продолжения военных действий. Как при таких показателях можно пытаться наполнить войну мобилизующим, высоким смыслом, как можно заставить людей поверить в её очистительную государствообразующую силу?
Я почти уверен, что нельзя, но мой взгляд на вещи исходит из российских и донбасских реалий, которые в куда большей степени соотносятся с параметрами реальной земной жизни, а не её идеальных измерений, в которые чудесным образом умеют вдруг перемещаться граждане Украины.
Они уже много раз доказали, что в погоне за идеалом способны брать такие вершины, которые нашим людям недоступны по умолчанию. Они могут разрушить собственное государство и ввергнуть себя в полное убожество ради европейского процветания.
По прошествии времени выясняется, что убожество — это не временное состояние, а константа, а процветания как не было, так и не рисуется на горизонте. Это не мешает им вновь брать приступом собственное, отъеденное на две трети благосостояние, чтобы уронить его ещё ниже для вящей славы героев, нации, украинского государства. Идея «запановать на своей сторонке» толкает чудаков раз за разом рушить своё жалкое существование, хотя, казалось бы, дальше уже просто некуда.
Порошенко нащупывает опорные точки своей избирательной кампании. Думаю, что он в любом случае вывернет к войне как к её единственному содержательному центру. Флаги на башнях — это пока ещё далекий заход к концепту войны, которая переносится в план вечности: неважно, когда будет одержана победа, — через сто лет или тысячу, но украинцы, как посланники добра, обязательно выйдут из жёсткой схватки с тьмой победителями.
А тень, которую вселенская битва будет отбрасывать на небеса, будет гигантскими всполохами подсвечивать исполинскую фигуру главнокомандующего силами света. И фигуру эту ангелы вырубят из шоколадного отвала, который на баржах с ядерными двигателями доставят из Липецка.