«Страшный сценарий Путина» на Украине давно случился
Только пугать надо украинцев не именем российского президента
Пока одни политики на Украине, а именно военный эксперт Алексей Арестович пугают население «страшным сценарием Путина», а он случится по словам этого деятеля, этот самый сценарий, если на выборах президента Украины не победит Петр Порошенко. Арестович уверен в этом потому, что все политики на Украине кроме Порошенко, отстаивают интересы Кремля, из-за чего представляют опасность для Украины.
Арестович, видимо, не знает, что «страшный сценарий Путина» на Украине случился, как только к власти пришел Порошенко, окончательно уничтожив свою армию. А как иначе еще назвать то, о чем ежедневно буквально кричат военачальники «незалежной». Давно известная аксиома, если государство не кормит свою армию, то кормит чужую, здесь выполнена на все сто процентов. И более страшный сценарий придумать сложно.
Экс-глава оборонного ведомства Украины Анатолий Гриценко в эфире телеканала NewsOne рассказал о бедственной ситуации, сложившейся в украинской армии. Материально-техническое обеспечение войск, по его словам, настолько плачевное, что офицеры и солдаты вынуждены покупать запчасти к автомобилям и расходные материалы за свой счет.
«Мне звонят и рассказывают: нам дают денежное обеспечение, но стоят машины, а запчастей нет — ремонтируйте за свои. Лопаты нет — покупай за свои. Какая-то смазка — покупай за свои. Даже с того мизерного денежного обеспечения идут вынужденные поборы. Офицер, который отвечает за жизнь, за обеспечение своей части или подразделения, обязан заботиться о солдатах, и когда государство не дает, то они вынуждены тратить свои деньги» , — посетовал Гриценко.
Кроме того, он рассказал, что в армии отсутствует квалифицированный командующий состав.
«Дубизм» тогда, когда не ставят нормально задания. По моим данным, целое подразделение ООС, которое прошло аттестацию партнеров НАТО, написали рапорты об увольнении не из-за денежного обеспечения, а из-за того, что некому нормально поставить задание», — отметил бывший министр.
Гриценко также напомнил о коррупции в рядах украинской армии.
«Офицеры написали, что в Калиновке приводился отбор на миротворческую миссию в Конго. Те, кто получил двойки или тройки по физподготовке и стрельбе, но заплатили взятку, они поедут, а нормальные офицеры нет», — подытожил бывший глава Минобороны.
Отметим, что, как сообщает NewsOne, в конце июня Минобороны Украины приняло решение о повышении денежного обеспечения военных с 1 октября 2018 года и обратилось к правительству с целью увеличения финансирования из бюджета в сумме 4,5 млрд. гривен.
Также в ВСУ заявили, что недостаточный уровень денежного обеспечения является основной причиной увольнения военных после окончания контракта.
«С января по июнь уволилось 11 тыс. офицеров и контрактников, имевших военный опыт, еще 18 тыс. должны уволиться до конца 2018 года», — подчеркнули в ведомстве.
Напомним, Анатолий Гриценко был главой Минобороны Украины трёх кабинетах министров подряд — Юлии Тимошенко, Юрия Еханурова и Виктора Януковича с 4 февраля 2005 года по 18 декабря 2007 года (в период 25 мая — 4 августа 2006 года, и с 23 ноября 2007 года — исполняющий обязанности).
— Петр Порошенко в своих публичных выступлениях постоянно подчеркивает, что за последние годы удалось значительно повысить боеспособность украинской армии и обеспечить военнослужащих всем необходимым, — напоминает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Уже понятно, что успехи в деле реформирования армии должны стать одной из фундаментальных составляющих де-факто стартовавшей президентской кампании Порошенко. В то же время, в соцсетях регулярно появляются публикации военных и волонтеров, из которых ясно, что реальное положение дел далеко от той картинки, которую рисуют представители власти и подавляющее большинство СМИ. Особенно наглядно это отражено на видео, снятых на базах и в лагерях за пределами зоны боевых действий, куда подразделения выводятся на отдых и восстановление, бытовые условия во многих из них просто ужасающие.
— Почему государство не обеспечивает армию?
— Нельзя сказать, что совсем не обеспечивает, украинское руководство старается укомплектовать все подразделения техникой, которой не хватает и, насколько можно судить, все-таки многое в этом направлении удалось, правда, качество этой техники часто оставляет желать лучшего. Предпринимаются и другие шаги по улучшению материального обеспечения, но показательно, что Порошенко постоянно ставит себе в заслугу то, что армия сегодня «накормлена, одета и обута», понятно, что это должно быть само собой разумеющимся и одного этого совершенно недостаточно в современных условиях. Для полноценного несения службы военным нужно еще очень много чего, от топлива и «расходников», до различных спецсредств. В целом ситуация объясняется тем, что Украина не очень богатое государство и не может себе позволить тратить на армию достаточно средств с одной стороны, а те деньги что все-таки находятся в значительной степени размываются коррупционными схемами и непродуманными решениями, с другой.
— По словам Гриценко, в украинской армии отсутствует квалифицированный командующий состав, из-за чего многие военнослужащие подают рапорты об увольнении. Почему сложилась такая ситуация? После «Майдана» все разбежались?
— Сложно судить, не зная нюансов ситуации изнутри, наверняка, такие проблемы есть, но все же и сегодня в украинской армии есть немало квалифицированных офицеров, другое дело, что высший командный состав на свои должности назначается по принципу личной лояльности к руководству страны, поэтому это не всегда лучшие с профессиональной точки зрения люди. Достоверно знаю, что целый ряд опытных офицеров, несогласных с действиями нынешней власти, хоть и не готовых к каким-то радикальным решениям, при первой же возможности увольнялись из украинской армии. Кроме того, после завершения острой фазы конфликта на разных уровнях востребованы не те офицеры, которые могли бы эффективно решать боевые задачи, а куда более удобные и сговорчивые, которые не идут против системы.
— Помимо этого, Гриценко затронул тему коррупции в рядах украинской армии. Насколько серьезна эта проблема? Это проблема только армии или страны в целом? Есть ли у нее решения?
— Да, большой размах коррупции в украинской армии отмечают не только Гриценко, который имеет собственные политические амбиции и поэтому критикует власть, или российские СМИ, традиционно критично настроенные по отношению к нынешнему украинскому режиму, но и прозападные представители гражданского общества на Украине и собственно влиятельные западные политики и СМИ. Военная сфера сейчас одна из наиболее коррумпированных на Украине, во-первых, потому что там собственно денег добавилось в последние годы, ведь сейчас на армию тратится значительно больше, чем до 2014 года. Во-вторых, целый ряд военных расходов засекречен по понятным причинам, но это очень удобно и для реализации коррупционных схем. В-третьих, зона «АТО», а затем «операции объединенных сил» — это серая зона, где многие вещи куда сложнее отконтролировать, чем в остальной Украине, при этом сейчас там рулят именно военные, и это тоже стимулирует коррупцию в армии. Свою роль играет тот факт, что сейчас на Украине в СМИ всячески культивируется авторитет военных, а их критика не приветствуется, каждый, кто пытается указать на проблемы в украинской армии, особенно болезненные, может быть обвинен в недостаточном патриотизме. Да и в целом понятно, что в стране с большим размахом коррупции вряд ли может быть сфера от нее свободная. Что касается решения проблемы, то пока его не видно даже на горизонте.
— Насколько все вышеописанное влияет на боеспособность армии? Снижается ли ее эффективность в том же Донбассе?
— Снижается, конечно. Хотя все же, по мнению многих специалистов, сегодняшняя украинская армия более боеспособна, чем в 2014—2015 гг.
— Гриценко, безусловно прав, — считает руководитель Центра исследований гражданских и военных конфликтов Игорь Волин.
— Но почему он сделал такое заявление только сейчас?.. Америку он не открыл!
Еще в 2014-ом было известно о всех проблемах Вооруженных сил, о недостатке финансирования, о нехватке продуктов и вооружения. Эта ситуация сопровождает ВСУ уже многие годы и с началом войны на Востоке страны только усугубилась.
— Где деньги? Власти регулярно рапортуют о поступлении новой техники, об увеличении числа контрактников и т. д. Американцы каждый год выделяют военную помощь. И что?
— Украинская армия сейчас принимает участие в боевых действиях, а как известно война всегда была способом обогащения для чиновников. Конфликт на Донбассе не стал исключением. США действительно выделяют помощь, и финансовую и техническую, но большая ее часть непосредственно до боевых частей не доходит. Очевидно, что огромные средства оседают в карманах руководства военного ведомства и политической верхушки страны.
— В чем главная проблема украинской армии? Коррупция? Отсутствие мотивации?
— Главная проблема украинской армии в том, что в ее развитии абсолютно не заинтересована правящая элита Украины.
Ни президент, ни правительство не будут менять действующий порядок вещей, потому что, как я уже сказал выше, от этого напрямую зависит их материальное благополучие. В случае наступления перемен министры и генералы более не смогут присваивать себе средства, выделяемые на военные структуры.
— Можно ли как-то эти проблемы решить? Или при нынешней власти они в принципе нерешаемы?
— Да, именно так! При сегодняшнем политическом руководстве Украины вероятность каких-либо положительных перемен сводится к минимуму, ведь именно во время президентства Порошенко воровство в военном ведомстве достигло апогея.
Для достижения перемен в армии, как и во всех иных отраслях, у власти должны быть люди, заинтересованные в развитии государства и его структур, а не в личном обогащении.
— Насколько все вышеописанное влияет на боеспособность армии? Ведь как показывают события в Донбассе, с 14-го года армия Украины явно окрепла…
— Армия действительно окрепла за последние годы, но лишь благодаря тому, что ее личный состав стал более квалифицированным. Это и логично, ведь любая война учит воевать, если в 2014-ом украинские солдаты были неопытны и неграмотны в военном деле, то после 4 лет войны они на практике обучились ведению войны. Но это касается лишь подготовленности личного состава, материально-техническая сторона по-прежнему оставляет желать лучшего.