У меня нет сомнений, что интервенция как один из вариантов не только рассматривался, но и до сих пор не снят с повестки. США имеют богатый опыт вмешательства в дела суверенных государств, как в новой, так и в новейшей истории. Главное, убедить самих себя, что народ бьется за демократию, и ему надо помочь.
Беспорядки в Никарагуа начались три месяца назад. По официальной версии, которую распространяют американские медиа, главная причина — недостаток демократии, наступление на которую начал президент Даниэль Ортега, переизбравшись в 2016 году на третий срок. Он набрал 71 процент голосов.
«Ортега обеспечил значительный экономический рост, — признает Los Angeles Times. — Под его руководством Никарагуа избежала насилия, связанного с наркотиками и бандами, которые преследовали многие соседние страны. Но он также постепенно демонтировал всю систему сдержек и противовесов, внедрил в судебную систему своих помощников, ограничил свободу прессы и подавил почти всю политическую оппозицию».
В общем, авторитарный правитель типа Януковича, то и дело издающий диктаторские законы. И хотя при Януковиче та же Украина чувствовала себя на пару порядков лучше, чем сегодня, поводы для «революции гидности» в 2014 году были найдены. Правда, сейчас о них вспоминать просто смешно.
Я бы сказал, для американцев Даниэль Ортега «не наш сукин сын». В отличие от трех своих предшественников — папаши Анастасио I, его сына Анастасио II и внука Анастасио III.
Кстати, живущий в США Анастасио Хесус Сомоса Портокарреро (Анастасио III), который немало поспособствовал началу Сандинистской революции 1979 года своей жестокостью, еще в 2001 году призвал голосовать за Даниэля Ортегу. Это был ответ на призыв действующего президента к народу «простить сомосистов» и установить в стране мир и согласие, которых всегда не хватает после победных майданов.
Детонатор протестов — реформа системы социального страхования, которую затеяло правительство. Вскоре после начала манифестаций, сопровождавшихся насилием и гибелью людей, президент страны объявил об отмене преобразований, однако это не помогло нормализовать ситуацию. По подсчетам НКО «Никарагуанской ассоциации за права человека», с 19 апреля по 10 июля в ходе акций протеста были убиты более 350 человек, 2,1 тыс. получили ранения.
По данным правительства, число жертв гораздо скромнее.
Зачем же США затеяли Майдан в Никарагуа? Ответ, на мой взгляд, лежит на поверхности: правительство «диктатора» всерьез вознамерилось проложить водный путь между Атлантическим и Тихим океанами — конкурент Панамскому каналу. И что самое неприятное для Вашингтона — при непосредственном участии Пекина и Москвы.
Стоимость проекта — примерно 40 – 50 млрд долларов. Он включает в себя не только сам канал, но и сопутствующую инфраструктуру: строительство двух морских портов на каждой стороне канала, нефтепровода, аэропорта, создание зоны свободной торговли, курорта, а также строительство дороги для восстановления дорожной сети, нарушенной при строительстве канала.
Условия концессии для Никарагуа, у которой нет таких сумасшедших денег, весьма привлекательны. Специально созданная в Гонконге компания «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd» ежегодно выплачивает республике по 10 млн долл. США в течение десяти лет (всего 100 млн долл.) и часть доходов от каждого субпроекта в размере 1 % на начальном этапе, с последовательным увеличением суммы выплат до 99 %.
Кроме того, после завершения периода действия концессии инвестор передает Никарагуа оборудование и инфраструктуру субпроектов, а также акции предприятия по схеме последовательного увеличения от 1 до 99 % на протяжении всего максимально допустимого срока концессии (сто лет). Таким образом, Манагуа, не вкладывая ни копейки, через 50 лет получит в свое распоряжение 51 % концессии, а еще через 50 лет станет собственником 99 % акций.
Совершенно очевидно, что Даниэль Ортега думает исключительно об интересах своей страны, о ее будущем. Его невозможно заподозрить в личной заинтересованности. Поэтому зашли с другой стороны.
В Никарагуа весьма активны различные НКО — как экологические, выступающие категорически против строительства канала, так и правозащитные, энергично борющиеся за демократию. Нет только антикоррупционных — в отличие от укроэлиты, сандинисты не обзавелись счетами за рубежом.
Что, как видим, не помешало организовать в Манагуа Майдан не хуже киевского. Технология работает. Какая разница, на что нацелить гнев революционеров, на золотой унитаз Януковича или на «друзей Ортеги» в различных властных структурах?
Как мне кажется, американцы проявляют интерес к новому каналу не потому, что он конкурент Панамскому, а потому, что более перспективен. Появились новые суда, ширину которых сдерживают размеры старой трансокеанской водной магистрали. В Никарагуа строится новый канал, значительно шире и глубже Панамского.
Нет ничего удивительного, что США сами хотели бы контролировать эту важную для мировой торговли артерию. Однако Даниэль Ортега встал грудью на пути американской экспансии. Поэтому, разумеется, стал диктатором, который должен уйти.
Если честно, мне слабо верится, что Вашингтон сумеет сдержаться и не придет на помощь никарагуанской оппозиции, которая неистово борется против законно избранного президента, очень популярного и эффективного. Никарагуанские майдауны мало отличаются от украинских — такие же доверчивые, решительные и придурковатые.
Но Ортега не Янукович, сандинист жестко давит инициированные извне протесты. Если перевес будет на его стороне (пока до конца неясно, кто побеждает), к берегам Никарагуа, скорее всего, подтянется пара миролюбивых авианосцев. Защита демократии и мир во всем мире часто требует ковровых бомбардировок.
В первый раз, что ли?