В харьковской службе такси, которая возит пассажиров по маршруту Харьков — Белгород, пожаловались на отсутствие клиентов. Нам рассказали, что большинство людей едут в Москву и Петербург, а жители приграничных областей предпочитают недорогой автобус или добираются автостопом.
Там же нам сообщили, что с каждого пассажира смена пограничного поста нелегально получает 50 гривен. И такая ситуация не только между Харьковом и Белгородом. Пассажиры часто пишут в соцсетях о поборах с украинской стороны — за 50 гривен украинские таможенники не заставляют пассажиров предъявлять к досмотру багаж. С увеличением пассажиропотока через автомобильные пропускные пункты нелегальный заработок на границе увеличится.
Автобусные перевозчики надеются заработать
В одной из компаний, которая осуществляет перевозки пассажиров из Киева в Москву и Санкт-Петербург, нам сообщили, что готовы к вероятному наплыву пассажиров.
«Конечно, мы сразу начнем расширять парк машин за счет приобретения в лизинг автобусов с пробегом из Европы. Может быть, поначалу будет хромать сервис, но наши клиенты любят экономить, а не отвлекаться на всякую мишуру в виде бесплатной минералки или стюардесс в форменной одежде. Путь не близкий и люди готовы к тому, что в дороге надо постараться максимально отдохнуть, хотя в автобусе это тяжело. Мы справимся, если поезда прекратят ходить в Москву», — рассказал представитель компании-перевозчика.
Вообще-то автобусные перевозки давно уже популярнее железнодорожных. В отличие от поездов, автобусы отправляются чаще, а билет стоит дешевле.
Поездка на автобусе в Москву обойдется максимум в 1000 гривен, в то время как купейное место в поезде Киев — Москва стоит больше 3500 гривен.
К тому же, на поезд не всегда есть билеты. Создается впечатление, что «Укрзализниця» даже не пытается конкурировать за клиента и плохо реагирует на сезонные колебания спроса.
«Сложно сейчас говорить о прекращении Ж/Д сообщения между Украиной и РФ, ведь несмотря на политическую ситуацию, это направление одно из самых востребованных среди пассажиров. Вопреки враждебности между государствами, граждане обоих стран тесно связаны родственными, дружескими либо деловыми отношениями. И ни государство, ни перевозчики не могут игнорировать этот факт», — говорит гендиректор компании ECOLINES Андрис Подгорнийс.
Деньги «Укрзализныци» уйдут белорусам
Доехать в Россию сейчас можно на 13 поездах «Укрзализницы», на 2 молдавских и одном поезде московского комплектования. Из Харькова в российскую столицу следуют целых три поезда, а в Санкт-Петербург — один. Из Киева можно ежедневно отправиться в Москву и Питер — дорога занимает чуть меньше суток. Также в Москву можно доехать из Львова, Хмельницкого, Одессы и Кривого Рога без пересадок.
На киевском вокзале во время посадки в поезд Львов — Москва не видно усиленных патрулей военных и полицейских с автоматами. Кажется, что состав отправляется не в чудовищный Мордор, а в город по соседству. Отличие московского поезда от стоящего рядом состава на Мариуполь лишь в том, что вагоны — чистые, а проводники одеты в аккуратную форму.
Пассажиры в шутку называют этот поезд львовского формирования «Слава Украине», а петербургский состав — фирменным поездом «Патриот».
Среди тех, кто едет в Россию — самые обычные люди, граждане обеих стран. И хотя, согласно данным Госпогранслужбы, украинцы стали реже ездить в РФ, поток пассажиров не иссякает. Люди едут в гости, по делам, на работу или просто проведать родню.
Если железнодорожное сообщение между Украиной и Россией будет остановлено, то всем, кто едет в комфортных условиях в поезде, придется переместиться в неудобные автобусные кресла.
Впрочем, есть и другой вариант. После прекращения прямых авиаперелетов между Украиной и РФ, в Беларуси организовали настоящий авиахаб. Украинцы и россияне летают друг к другу через Минск. Надо ли говорить, что белорусы зарабатывают на этом пассажиропотоке приличные деньги, которые раньше доставались украинским авиакомпаниям и аэропортам — а собственный воздушный трафик у «батьки» маленький.
Надо полагать, что в случае с отменой поездов, Минск организует пассажирские перевозки с пересадкой в Беларуси. Важно отметить, что о прекращении грузоперевозок между РФ и Украиной министр Омелян даже не заикнулся.
Мнение экспертов — «сложно комментировать популизм»
Политолог Руслан Бортник считает, что заявление Омеляна имеет несколько целей. Одно из них — пиар самого министра, который знаменит праворадикальными взглядами. Его битва против поездов в Россию — просто способ поднять свою цитируемость в СМИ. Политолог считает, что таким образом Омелян хочет остаться в новом политическом цикле.
С другой стороны, Омелян играет на руку Банковой в конфликте с Гройсманом, так как УЗ находится в ведении Кабмина. Руслан Бортник допускает, что шум вокруг этой надуманной проблемы повредит репутации премьера — он, мол, организовывает пассажирские перевозки между Украиной и «страной-агрессором».
«Это выгодно и автоперевозчикам, и белорусам, которые могут заработать на транзите и перевозке пассажиров. Однако, вполне вероятно, что Омелян атакует УЗ, лишая ее выгодного направления перевозок. Я допускаю, что это делается для банкротства предприятия для дальнейшей его приватизации», — сказал Бортник.
Он также считает, что последствия такого решения могут быть очень тяжелыми как для экономики, так и для репутации Украины.
«Миллиардные убытки, неудобство для людей — это еще не все! Возможен ответ России, а именно — приостановка грузовых перевозок через границу с Украиной. В переговорном процессе в Минске Москва может дискредитировать Киев, заявляя о недружественных действиях», — говорит Бортник.
С другой стороны, эксперты отмечают, что подобные новшества могут вызвать социальный протест. «Власть ничем практически не рискует, так как экономические связи с Россией действительно ослабли. Есть информация, что данные направления являются весьма доходными, с этой точки зрения шаг вообще алогичный. Данный шаг принесет неоправданные проблемы семьям, проживающим в разных странах. Например, отец не сможет поехать к сыну, что противоречит стандартам ООН о приоритетном учете интересов детей. Это может привести если не к социальному протесту, то к росту напряжения точно. Более предметно комментировать данный популизм сложно», — говорит правовой аналитик Виталий Дудин.
А тем временем, уже официально: министерство инфраструктуры намерено прекратить железнодорожное сообщение с Россией.