Годы низких процентных ставок и политики количественного смягчения, надувшие капитализацию фондовых рынков, подходят к концу, — говорит финансист.
О «непредсказуемых последствиях» денежной накачки крупнейших центробанков мира, Ротшильд заявлял еще несколько лет назад, называя ее «крупнейшим монетарным экспериментом в истории».
Теперь маятник движется в обратном направлении, и США раздававшие свои доллары направо и налево, намериваются собрать назад все это «несметное богатство». И первой жертвой в этой ситуации станут развивающиеся страны, изрядно «подразвившиеся» на этой беспрецедентной долларовой раздаче.
Процесс уже запущен и обратного ходя в нем не предвидится. ФРС США медленно, но уверенно повышает процентные ставки, высасывая с рынков долларовую массу. Взамен утекающим долларам на опустевшие развивающиеся рынки приходит кризис.
Последние события в Турции, ЮАР и Аргентине, уже переживших девальвацию национальных валют, подтверждают предположения 82-летнего финансиста.
Проблемы встают перед зоной евро с ее потенциально разрушительными уровнями долга в отдельных странах, тогда как вероятность торговой войны усиливает напряженность и давит фондовые рынки, — отмечает Ротшильд.
Финансовый кризис, поглощающий развивающиеся страны, накладывается на застарелые геополитические проблемы, такие как Brexit, КНДР и ситуация на Ближнем Востоке, что в любой момент может пустить вразнос все нынешнее мироустройство.
После терактов 11 сентября и во время кризиса 2008 года мировые державы работали вместе с единым подходом. Сегодня же сотрудничество затруднено. Это создает риски для послевоенного экономического порядка и безопасности, — пишет в своем обращении Ротшильд. А что Россия?
Чем, в свете прогнозов престарелого миллиардера, все это может обернуться для России?
Учитывая ее принадлежность к развивающимся странам, российские перспективы сегодня достаточно тревожны. Последний обвал курса рубля продемонстрировал, что Россия и ее рубль более не могут оставаться в стороне от общей девальвационной тенденции, когда США, подобно огромному пылесосу, высасывает доллары из всего мира.
Единственным ее преимуществом, по отношению к Турции или ЮАР, оставались высокие нефтяные цены, препятствовавшие чрезмерному ослаблению рубля. Однако события последних дней показали, что сдерживающая сила этого фактора практически иссякла.
Не меньшую деструктивную роль играют и прогнозы скорого снижения мировых нефтяных цен. В этой ситуации Россия все больше начинает походить на Турцию. На фоне странной и отчасти безумной политики президента Реджепа Эрдогана, в стране продолжается снижение процентных ставок, что подтолкнуло к почти 30-процентной девальвации национальной валюты.
Примечательно, что на протяжении длительного времени, схожим путем идет и РФ. Снижение ставок Банком России ослабило позиции рубля на фоне глобального бегства капитала в США.
Наивный довод о том, что снижение ставки перезапустит внутреннее производство, как в Турции, так и в России перекрывается массовым оттоком инвестиций. При этом, и та и другая страна ухитрились и в без того непростой ситуации поссориться практически со всеми ведущими странами мира, получив взамен ворох экономических санкций. И это в то время, когда мир накрывает волна глобального кризиса.
Тревогу вызывает и то, что России практически нечего противопоставить надвигающейся угрозе. Недавние предложения главы Минфина РФ перевести нефтяной экспорт из доллара в другие валюты выглядят по меньшей мере странными, так как это равносильно добровольному отрезанию себя от значительной части мирового рынка.
Не стоит сбрасывать со счетов и геополитические угрозы, о которых говорил в своем обращении Ротшильд. Вероятность крупнейшего вооруженного конфликта на Ближнем Востоке и в Центральной Азии достаточно велика. И по мере ухудшения экономической ситуации в развивающихся странах, большая война в этом регионе вскоре окажется неизбежной.
Очевидно, что она приведет к перекройке всей существующей картины и расстановки сил в этой (и не только) части мира. Как показывает история, такие крупные конфликты приводят к падению одних, и восхождению других, причастных к ним игроков.
Практически со 100-процентной вероятностью можно сказать, что в противостояние будут втянуты Иран, Турция, Саудовская Аравия, страны Центральной Азии и США. Велика вероятность участия в нем и России.
Возможно, именно эта схватка и станет для нее моментом истины, так как по историческому опыту можно сказать, что победителем в крупных международных конфликтах оказывается сторона, напрямую в них не участвующая.
Если России удастся преодолеть соблазн и не «вляпаться» в предполагаемую бойню, ограничившись ролью внешнего арбитра и поставщика оружия, у нее появляется уникальный шанс выйти «с профитом», решив для себя целый ряд важнейших проблем. При этом, стальные участники будут ослаблены конфликтом и их влияние окажется заметно подорванным.
Впрочем, на протяжении всей последней истории, от Первой Мировой до сирийского конфликта, сделать это ей до сих пор не удавалось. Удастся ли на этот раз — не известно.