Деньги так близко... Как кассиры Сбербанка сами себе выдавали вклады клиентов.
Кассиров банков часто искушает дьявол. Ведь деньги так близко, хоть и чужие. Но присвоить их очень просто — кроме собственной совести, других сообщников не требуется.
Искушению поддался, например, Вячеслав Сыбиков, который работал менеджером по продажам Сбербанка в городе Мирный в Якутии. Деньги хранились прямо на его рабочем месте в темпокассе (тот серый ящик, которые кассиры Сбера открывают, чтобы положить туда ваши деньги и отсчитать сдачу). Также Вячеслав имел доступ к счетам клиентов.
"Желая улучшить своё материальное положение", как говорится в недавнем приговоре Мирнинского районного суда Якутии, Вячеслав пошёл на преступление. Он открыл программу "Автоматизированная система филиала Сбербанка" и, используя свой логин и пароль, "произвёл операцию по расходу денежных средств в сумме 20 000 рублей" со счёта одной из клиенток. А именно с её вклада "Универсальный на 5 лет".
Затем Вячеслав распечатал расходный кассовый ордер и расписался на нём от имени клиентки. Осталось только достать 20 тыс. рублей из своей темпокассы — что Вячеслав и сделал.
20 дней менеджер в страхе ждал расправы — но никто ничего не заметил. И завертелось… Во второй раз Вячеслав украл у клиента в два раза больше — 40 тыс. рублей. Сотрудник Сбера позволял себе такую прибавку к зарплате один-два раза в месяц и за два года сумма составила 852 тыс. рублей. Но он не успел накопить миллион — то ли клиенты стали жаловаться, то ли служба безопасности банка наконец заметила неладное (в материалах дела не сказано). Суд дал Вячеславу 5 лет условно.
Дьявол носит зелёный платочек.
В Норильске работала коллега Вячеслава по фамилии Безозёрова (в приговоре суда только инициалы, назовём её условно Мария). Её должность называлась "старший менеджер по обслуживанию клиентов". Деньги тоже были всегда очень близко — как говорится в приговоре Норильского городского суда Красноярского края, они выдавались Марии утром, перед рабочей сменой, и хранились в темпокассе для расчёта с клиентами.
В итоге у Марии "возник преступный умысел на хищение вверенных ей денежных средств, принадлежащих клиентам". Менеджер делала вид, что граждане получают компенсационные выплаты по своим ещё советским вкладам (такие выплаты положены по закону).
Клиентов, которые обращались по поводу оплаты ЖКХ или по другим вопросам, Мария пробивала по внутренней базе "Компенсации и выплаты". Она видела, что вот этому клиенту положена компенсация, а этому нет. Если компенсацию можно было получить, Мария делала это за клиента. Всего она похитила 152 тыс. рублей. В июле 2018 года суд приговорил менеджера к двум с половиной годам лишения свободы условно.
Деньги сами просились в руки
В 2017 году Гусиноозёрский городской суд Республики Бурятия рассмотрел уголовное дело в отношении бывшего старшего менеджера по обслуживанию клиентов Сбербанка Жарковой (в приговоре только инициалы, назовём её условно Надежда).
Дьявол, искушая её, был особенно вкрадчив. Одна из клиенток пришла, чтобы оформить денежный перевод своей дочери. Она хотела перевести 6 тыс. рублей, но была уставшей или чем-то расстроенной и поэтому отдала деньги дважды. То есть в темпокассе у Надежды оказались лишние 6 тыс. рублей. Лишние! Банк на них всё равно не рассчитывал, клиентка не поняла что к чему — и вот они, так близко, только руку протяни. И Надежда протянула.
За эти шесть тысяч рублей менеджер получила сполна — увольнение, позор, уголовное дело, но всё-таки суд не стал назначать ей наказание, сославшись на "примирение сторон" (чёрт дёрнул только один раз, и сумма была не такая уж большая).
Безусловно, такие истории бывают в других банках, но Сбер — самый большой банк в России и по активам, и по вкладам населения, и по объёму кредитов. Ну и по числу оборотней. Кстати, в годовом отчёте Сбербанка написано:
"Экономическая безопасность является безусловным приоритетом для Сбербанка. Мы уделяем большое внимание предотвращению угроз и обеспечению устойчивой работы банка. В 2017 году было выявлено и предотвращено 529 случаев использования похищенных (утерянных) или поддельных паспортов, выявлено 22 попытки мошенничества с применением поддельных платёжных документов и предотвращено хищение денежных средств со вкладов клиентов Сбербанка по 71 поддельной доверенности на общую сумму 600 млн руб".
Лайф направил запрос в пресс-службу с вопросом, какой ущерб банку всё же удалось причинить мошенникам, но ответа мы не получили.
Как ранее Лайфу рассказывали эксперты, не всегда защититься от банковских оборотней возможно. Но всё же есть некоторые советы, которые снизят риск.
Главный совет — позаботиться о том, чтобы вам приходили уведомления обо всех операциях с вашими счетами и картами. Хотя сотрудники банка могут эти уведомления просто отключить, лучше хотя бы попытаться себя защитить.
— Нужно подключать оповещения о движении и состоянии денежных средств, а также выбирать те каналы, по которым такие сообщения до вас будут точно доходить, — сказал независимый экономический эксперт Антон Шабанов. — Некоторые клиенты выбирают, чтобы уведомления приходили по почте, а сами не проверяют почту. Туда падают десятки писем в день, и, конечно, уведомление легко может затеряться.
Если всё же вы стали жертвой банковского оборотня, то нужно жаловаться — сначала в банк, а если не поможет, то в полицию.
— Чем быстрее обратитесь — тем больше вероятность положительного решения в вашу пользу, — сказал специалист департамента аналитики компании "Аналитика онлайн" Николай Котов. — Банку невыгодно из-за единичного случая ставить на кон свою репутацию. Ведь речь идёт о том, что мошенником был сотрудник самого банка. Как правило, такие ситуации решаются в пользу клиента.
Лайф.