Он отметил сотрудничество в сфере энергетики, отметив низкие цены поставки российского газа в Армению — 150 долларов за тысячу кубов, также упомянув атомную и тепловую энергетику.
«Развиваются отношения и в металлургической промышленности, и машиностроении. В общем, у нас есть, о чем поговорить», — добавил Путин, отметив рост товарооборота в прошлом году почти на 30% и выразив надежду на превышение показателя по итогам текущего года.
Однако за внешне благополучной картиной скрываются серьёзные противоречия, о которых и говорили лидеры двух стран за закрытыми дверями. Удастся ли преодолеть эти противоречия?
— Армения, как и другие наши ближайшие союзники, в последнее время ведут себя довольно уклончиво, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Пытаются угодить и нашим, и вашим. Это обусловлено двумя причинами.
С одной стороны, Россия оказалась под жёстким западным давлением и некоторые наши союзники пытаются «подстраховаться», на всякий случай посылают Западу сигналы, что они не прочь дружить с ним, даже в пику России. При этом в развитии отношений с Россией взята негласная пауза. Это отчасти касается и Белоруссии, и Казахстана.
С Арменией дела обстоят ещё сложнее, поскольку в своё время Россия недостаточно уделила внимания армянскому направлению. Мы в последние годы проводим довольно странную политику на постсоветском пространстве. С одной стороны, даём некие экономические преференции в виде тех же скидок на газ. С другой стороны, чётко не акцентируем своих требований, не говорим той же Армении, чего мы хотим в обмен на экономические бонусы. Всё это напоминает украинский вариант, когда все связи замыкаются на элиту, а с народом никто не работает и общественное мнение понемногу склоняется не в пользу России.
— Пашинян, пришедший к власти, по сути, на волне смягчённого варианта цветной революции, настроен антироссийски?
— Весь бэкграунд Пашиняна говорит о том, что это человек Запада. За ним, по всей видимости, стоят влиятельные силы, в частности первый президент Армении Левон Тер-Петросян, который является давним сторонником сближения с США, а также стоят американские армянские диаспоры, которые, в отличие от российских армянских диаспор, настроены на то, чтобы оторвать Армению от России, выполняя волю «вашингтонского обкома».
Не знаю, насколько анонсированный серьёзный разговор в Москве повлияет на Пашиняна. Поскольку с другой стороны, у него есть серьёзное прикрытие.
И пока Россия не продемонстрирует своим союзникам и всему миру свою силу, вряд ли стоит ждать, что Армения будет очень сильно заинтересована в сближении с нашей страной.
Россия сейчас понемногу минимизирует экономические бонусы соседям. Это, может быть, и стоило делать, но надо было начинать гораздо раньше. С другой стороны, в политическом аспекте проглядывает такая позиция: ну, уйдут на Запад, и ничего страшного. Но это в корне неверно. Поскольку мы и так обложены не самыми доброжелательно настроенными соседями, как не раз уже бывало в нашей истории, и поэтому союзниками разбрасываться не стоит. Запад уже не первый раз прибирает к рукам страны, которые прежде находились в зоне приоритетного влияния России, а мы делаем вид, что ничего не происходит.
— Каким образом Россия может продемонстрировать силу, чтобы Армения не косилась в сторону Запада?
— Россия должна смелее действовать в целом во внешней политике, и особенно, когда дело касается её непосредственных интересов в постсоветском пространстве. В отношении Армении также необходимо работать именно с обществом, поскольку в этой стране общественное мнение оказывает весомое влияние на политиков. Мы можем воздействовать на армян через армянские диаспоры в России. Кроме того, мы мало используем потенциал нагорно-карабахского клана, который в силу обстоятельств настроен пророссийски. Между тем именно жители этой республики, как и выходцы из неё, опасаются, что Пашинян в результате договорённостей с Западом может сдать либо весь Карабах, либо его часть. В этом весьма заинтересованы США, поскольку таким образом у них усиливаются позиции на границе с Ираном.
Перед Пашиняном должны быть также поставлены вопросы экономического характера.
Другое дело, что на данном этапе любые наши экономические санкции на постсоветском пространстве будут отчасти нивелироваться контрмерами со стороны Запада. Ему не так трудно понемногу подкармливать ту же Украину на том уровне, чтобы она окончательно не рухнула экономически. При этом ни Запад, ни руководство постсоветских стран не волнует, что уровень жизни рядового населения падает и всё больше граждан живёт на грани или даже за гранью нищеты.
— Вы упомянули о том, что Пашинян может сдать Нагорный Карабах или его часть. Однако это ведь тут же вызовет народные волнения в Армении, разве такой сценарий реалистичен?
— Сейчас армянское общество расколото примерно пополам. В обмен на обещания красивой жизни многие могут согласиться с какими-то формами «интеграции» Карабаха в Азербайджан. Надо понимать, что население самой Армении живёт небогато, а то и откровенно бедно, причём давно. Проблемы социально-экономического характера не решаются уже много лет, несмотря на поддержку со стороны России. И если завтра армянам пообещают некий «план Маршалла» применительно к Армении, никто не знает, как отреагирует армянское общество, особенно если учесть, что многое решают именно столичные жители.
— Пример Грузии, которая повернулась лицом к Западу, но жить лучше не стала, не научил ничему армян?
— К сожалению, исторические примеры мало кого учат. Самый яркий пример — Украина. Но, тем не менее, каждый народ думает: у них так, а у нас будет совсем по-другому, гораздо лучше.
Конечно, Пашинян не может действовать радикально, взять и поссориться с Россией. Поэтому он понемногу будет расшатывать отношения с нашей страной, опираясь на свой пока высокий популистский рейтинг и поддержку США. При этом Россия сильно во внешнеполитическом плане завязана на Украине и Сирии. И если мы не будем в ближайшие годы достаточно внимания уделять закавказскому направлению, я не удивлюсь, что лет через пять Пашинян всерьёз поставит вопрос о выходе Армении из Евразийского Союза.