Немецкие летчики, как информирует эстонское военное ведомство, в течение ближайшей недели будут ежедневно отрабатывать полеты «на высоте не менее 152 метра и преимущественно вдали от населенных пунктов».
В Сети, тем временем, активно обсуждают видео с YouTube, на котором два украинских штурмовика Су-25М1 пролетают над аэродромом на сверхмалой высоте, при этом, едва не касаясь взлетно-посадочной полосы.
Люди, которые видны в кадре, явно не ожидали ничего подобного, и, заметив летящие на них «бреющие» штурмовики, разбегаются.
Где и когда снималось видео — неизвестно. По версии американского агентства Bloomberg, кадры сняли в Мелитополе Запорожской области, где дислоцируется авиабаза 25-й бригады транспортной авиации.
Надо сказать, что некоторых пользователей Сети уведенное, действительно, привело в восторг. Хотя, по большому счету, гордиться тут особо нечем.
Достаточно «прошерстить» фильмотеку социальных сетей и можно найти массу документальных примеров того, как украинские соколы «совершенствовали» свое мастерство.
Так, в начале лета Су-25 ВВС Украины был замечен в курортном поселке Кирилловка на побережье Азовского моря. Он пронесся буквально в нескольких метрах над головами отдыхающих, среди которых были в основном семьи с детьми.
А в июле весь Мариуполь вздрогнул от шума моторов штурмовиков, летевших над городом во всполохах сигнальных ракет. Самолёты шли так низко, что на одном из домов в Приморском районе сорвало шифер и просто чудом не произошло ничего более серьёзного.
Затем «воздушное шоу» продолжилось в небе над курортным посёлком Мелекино на Азовском побережье к западу от Мариуполя, где «доблестные» украинские авиаторы также распугали всех отдыхающих.
Позже выяснилось, что это были плановые учения, о которых население не стали предупреждать из соображений секретности.
Вообще, авиация ВСУ регулярно использует пляжи Азовского и Черноморского побережья в качестве естественных «тренажёров» для отработки полетов на сверхнизких высотах. То, что при этом страдает психика местных жителей и отдыхающих, как говорится, не в счёт.
Иногда, правда, излишнее фанфаронство приводит к трагедиям, как, например, в случае с украинским истребителем Су-27, разбившимся в Винницкой области во время недавних учений «Чистое небо». Тогда погибли замкомандующего войсковой группой «Восток» ВСУ Иван Петренко и американский летчик из 194-й истребительной эскадрильи Национальной гвардии США Сет Неринг.
По одной из версий, к катастрофе как раз могло привести желание украинского пилота покрасоваться перед коллегой из США, но мастерства оказалось меньше, чем беспечности.
— Обычно на сверхмалых высотах (5−10 метров) двигаются самолеты штурмовой или разведывательной авиации, это еще называют «бреющим полетом», — комментирует маневры натовских и украинских пилотов военный эксперт и редактор информационно-аналитического журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. — Таким образом, снижается уязвимость авиации для подразделений противовоздушной обороны. Су-25, получивший в советское время прозвище «Грач», в принципе создавался как самолет прорыва зон ПВО. Он летел на низкой высоте, на большой скорости, не давая возможность локаторам себя обнаружить и сбить. При этом уничтожал все попадающиеся на пути комплексы противовоздушной обороны.
В принципе, эта тактика известна давно, и основана на умении использовать особенности местности. Бесшумность и скорость позволяет при этом максимально близко подойти к цели и нанести удар пока противник не успел ответить средствами ПВО.
Отработка «бреющих полетов» проходит, как правило, в рамках обычной боевой подготовки.
Натовцы в Эстонии делают, в общем-то, то же самое. У них там авиабаза в Эмари, где они отрабатывают ориентирование на местности. Потому что на бреющем полете полагаться приходится не только на приборы, но и на то, что визуально видит летчик.
Малейшая ошибка в пилотировании может привести к катастрофе. Если неправильно рассчитать высоту и карту местности, то легко запутаться в электрических проводах ЛЭП, а также неожиданно выйти в район моста, или еще какого-либо препятствия, на которое летчик не успеет среагировать. Понятно, что и парашют ему в этом случае никак не поможет.
Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС в отставке Владимир Анохин не оценил лихие маневры украинских летчиков над аэродромом:
— Я бы это назвал «гусарской рулеткой», в которой не всем повезет. Последний случай в Винницкой области, где при крушении Су-27 разбились командующий авиацией группы «Восток» и американский военный, — тому подтверждение. Техника хоть и надежная, советская, но все имеет свой ресурс и нуждается в обновлении.
А украинские пилоты, мне кажется, больше смахивают на воздушных хулиганов. Другого объяснения всем этим наглым вылазкам в курортных зонах, я не нахожу.
Немцы, они вот умнее: 150 метров, это вполне комфортная высота для любого самолета, даже тяжелого. На такой высоте можно максимально близко подойти к любой цели и не быть обнаруженным.
Другое дело, если ты летишь над водной поверхностью (или совершенно ровной поверхностью), тебя все равно засекут. А вдоль рельефа на такой высоте ходить нельзя. Малейшая ошибка — угробишь и себя, и самолет.
«СП»: — А как же наши военные летчики, которые недавно отрабатывали посадку на автостраду?
— Это совершенно из другой «оперы». Это расширение оперативных возможностей самолета. То есть, подбирается какой-то участок, закрывают его, и в любой момент туда садится самолет — с целью дозаправки, маскировки и т. д. Нормальная работа, когда выбираются отрезки шоссе под оперативные аэродромы или аэродромы «подскока».
А когда летают на предельно малых высотах, то это, прежде всего, отработка подхода к цели. И в каждом конкретном случае отрабатывается свой маневр, потому что рельеф нужно знать, как свои пять пальцев. Представляете, вы идете десять метров над землей, а там холмик метров тридцать, и не гарантировано, что вы успеете его обойти.