Последнее уже привело к курьезным трактовкам. В Сети появились утверждения, что будут расширены полномочия Курта Волкера, и он теперь будет заниматься заодно и азовской акваторией. Утверждения эти даже не от безграмотности, а от лености мысли. Волкер — американский дипломат в статусе спецпредставителя Госдепа по вопросам Украины. Его полномочия и так формально охватывают всю Украину, хоть по факту он в основном ангажирован в проблему Донбасса в целом и Минских соглашений в частности.
В решении же Европарламента речь идет о создании европейской чиновничьей должности с полномочиями, близкими к полномочиям Волкера, но ограниченными Крымом, Донбассом, Азовским морем. Притом что мы именуем ЕС и США одним общим термином «Запад», всё же Европа и Америка — не одно и то же.
В последний год ЕС не проявлял к Украине никакого интереса. Нормандский формат был заморожен по инициативе России, но к явному облегчению Франции и Германии, которые и не думали протестовать.
Отношения Москвы с отдельными европейскими странами стремительно улучшаются, а правительство Италии постоянно подчеркивает, что выход из режима санкций является важным пунктом программы правящей в Риме коалиции. Италия, Германия, Франция создают совместные с Россией механизмы для обхода американских санкций против Ирана.
В целом заинтересованность друг в друге, а также политическое и экономическое взаимодействие постоянно растет.
Происходит это на фоне разворачивающейся торговой войны ЕС и США, которая также не способствует консолидации европейской и американской позиций по Украине.
Можно сказать, что логика в резолюции Европарламента отсутствует напрочь, или же что резолюция одного из центральных органов ЕС направлена против интересов составляющих союз государств.
Верным будет последнее предположение. Логика в действиях Европарламента есть. Начать следует с того, что нынешний состав Европарламента избирался в мае 2014 года, когда российско-европейские отношения находились в низшей точке. Это значит, что нынешние депутаты выходили на выборы с русофобскими программами и ориентировались на поддержку антироссийски настроенных избирателей.
Прошло время, изменилась политика Франции, Германии, Италии, но не изменились взгляды депутатов Европарламента, избранных четыре с половиной года назад.
Более того, у них через полгода выборы. Легко предположить, что большая часть этих депутатов вновь будет делать ставку на русофобского избирателя. Значит, необходимо продемонстрировать своей целевой аудитории соответствующую активность, попытаться разогнать в европейском обществе новую волну русофобии, которая увеличит спрос на политиков антироссийской ориентации и их поддержку. Пусть эта поддержка и будет ситуативной и скоро кончится, главное, чтобы до выборов хватило.
Наконец, есть и такой нюанс. В нынешнем составе Европарламента присутствует крупная делегация покидающей ЕС Великобритании. В следующем составе ее уже не будет. Но пока что англичане, в союзе с голландцами, шведами и восточноевропейскими лимитрофами, успешно формируют в Европарламенте антироссийскую повестку.
Не могу исключить и целенаправленной работы Лондона на создание проблем в российско-европейских отношениях. У Британии непримиримые разногласия с ЕС по поводу формата Brexita, Европа не идет ни на какие компромиссы. Создать ей проблемы — ослабить позицию ЕС.
Тем более, что в последний год вся аргументация британской дипломатии базируется на тезисе о необходимости сплотить европейские ряды перед «русской агрессивностью». По логике Лондона, ЕС, вынужденный противостоять России, должен будет пойти на уступки своему традиционному союзнику.
Нельзя обойти вниманием и еще один момент. Каждый раз, когда внутри ЕС обостряется дискуссия вокруг вопроса об антироссийских санкциях и их противники грозят заблокировать продление санкционных пакетов, сторонники сохранения санкций выступают с какой-нибудь очередной провокацией и начинают требовать ужесточения санкций. Затем, якобы в порядке компромисса, они соглашаются санкции не усиливать, но и не отменять существующие.
Учитывая практику принятия решений в ЕС на основе консенсуса, когда любая страна может заблокировать любое решение, взаимные уступки являются единственным способом обеспечить работу европейского механизма принятия решений. Сторонники санкций этим умело пользуются.
В конечном итоге накал потенциальной русофобской кампании в европейской прессе будет зависеть не от решений Европарламента, а от позиции национальных элит, в том числе бизнеса, который содержит СМИ и финансирует избирательные кампании политиков.
Тем не менее необходимо исходить из того, что в ближайшие полгода русофобы в ЕС существенно активизируются и постараются не допустить переформатирования центральных органов Евросоюза, комплектации их более адекватными политиками и отхода от политики антироссийской истерии, которая уже входит в противоречие с интересами ведущих стран — членов ЕС.
Пока что, в сухом остатке, решение Европарламента открывает возможность создать в структуре евробюрократии еще одну хорошо оплачиваемую и не требующую особых усилий должность спецпредставителя по Крыму, Донбассу и Азовскому морю.
Какое отношение имеет Евросоюз ко всем трем географическим объектам — не ясно даже самим европарламентариям. Но Порошенко повезло, его интерес к игре на обострение (без столкновения) с Россией совпал с аналогичным интересом большинства европарламентариев. Теперь он может с неделю использовать резолюцию Европарламента для демонстрации в информационном пространстве «всеобъемлющей европейской поддержки» Украины в ее «извечной борьбе».