Они ходят под парусом по Аскрикефьердену, через который проходит фарватер, связывающий фьорды Эдсвикен, Стура Вэртан и Лилла Вэртан с более крупными стокгольмскими фарватерами через Ваксхольм и Оксъюпет.
Неподалеку от Бусёна находятся мели Норрэнгсгрюнден и Бусёнгрюнден, из-за которых более крупные суда предпочитают там не ходить, используя вместо этого фарватер вдоль северной стороны фьорда. Поэтому воды у Бусёна — идеальное и безопасное место для школы парусного спорта.
Примерно в девять часов утра инструкторы школы разместили в воде буи, к которым дети должны были идти под парусом.
Полчаса спустя два десятка «Оптимистов» вышли во фьорд. На большинстве из них было по одному ребенку. Это очень активная деятельность, во время которой инструкторы на пяти моторных лодках помогали своим ученикам.
На 50 метров в воду протянулся понтон. В центре находился один из инструкторов. Внезапно он увидел что-то странное за одной из сопровождающих лодок, находившейся дальше всего к востоку. Мотор лодки работал на холостом ходу.
«Я увидел пузырьки в воде, это было со стороны кормы лодки, так что я решил, что это мотор разбушевался», — рассказал инструктор по парусному спорту Фредрик (Fredrik).
Ему еще нет и 20 лет, и зовут его на самом деле иначе: семья не захотела, чтобы его имя было обнародовано в «Дагенс нюхетер».
По словам Фредрика, пузыри за сопровождающей лодкой «выглядели так, словно воду вскипятили, и их было очень много». Но Фредрик больше не стал об этом думать, а пошел на другой конец моста, чтобы помочь ученикам, готовящимся выйти в море на своих швертботах.
«Дагенс нюхетер» связалась с инструктором, который был на вышеупомянутой сопровождающей моторной лодке, — 18-летним Филипом Эком (Filip Ek). Но он пузырей в воде не видел, ведь они были сзади лодки.
«Нет, моего внимания ничто не привлекло. Я был сосредоточен на детях», — говорит Филип Эк.
Поэтому он направил лодку к швертботу, на котором ученику потребовалась помощь.
Филип остановился бок о бок с ним. Когда он заглядывал внутрь, дети вокруг вдруг начали кричать.
«Дети и руководители по всему лагерю начали кричать, что видят что-то в воде. Что-то черное», — рассказывает Филип Эк.
Дети указывали на восток, но Филипу обзор поначалу загораживал парус швертбота, и лишь через какое-то время он на мгновение увидел в воде что-то черное.
«Я увидел что-то большое и угловатое в воде, оно совсем чуть-чуть возвышалось над поверхностью. Может, какие-то полметра над водой. На тюленя было непохоже, я бы его просто не увидел на таком расстоянии», — говорит Филип Эк.
Вот как он описывает, что видел:
«Черный, прямоугольный предмет над поверхностью воды. Бока были не совсем прямые, а слегка округлые, и переходили в плоскую поверхность крыши».
Филип Эк увидел предмет со стороны моря, тот находился между ним и побережьем Бусёна. Но ему надо было продолжать помогать детям, поэтому он не стал разворачивать лодку, чтобы посмотреть, что это может быть.
В то время Фредрик уже вернулся на середину понтона.
«Когда я примерно двумя минутами позже вернулся, то на месте, где были пузыри, точнее, чуть дальше того места, где я сначала их видел, всплыла большая подводная лодка, — рассказывает Фредрик, который запомнил много подробностей. — Я увидел башню подводной лодки сбоку. Она была матово-черная или черно-серая. Башня была не совсем прямоугольной, а с закругленными краями, такая слегка овальная. Она была от четырех до шести метров длиной и максимум два метра высотой. На самом верху торчали несколько антенн».
«Она была очень близко от берега. Все это выглядело абсолютно нереально», — рассказывает Фредрик.Поскольку подводная лодка показалась совсем близко, он отреагировал и закричал: «Осторожно, подлодка!»
Третьего инструктора, присутствовавшего на месте событий, зовут Оскар Эурениус (Oscar Eurenius), ему 18 лет. Оскар помогал детям на суше и занимался парусами швертботов. Услышав крик Фредрика, он взял рацию и сообщил о происходящем остальным инструкторам.
Стоявший на мосту Фредрик стал звать к себе.
«Он хотел, чтобы кто-то еще посмотрел, что там такое», — вспоминает Оскар.
Он спустился на мост, чтобы взглянуть самому:
«То, что я увидел, не было обычной лодкой. Это была верхушка подводной лодки. Я увидел ее наискосок сзади, она уходила прочь в сторону фарватера. Перед ней была небольшая носовая волна», — рассказывает Оскар Эурениус.
По его оценке, высота видимой части судна была «максимум два метра».
«Цвет у нее был темный, темно-серый. Формой она напоминала массивный прямоугольник, правда, с округлыми краями, никаких выдающихся деталей. Я увидел только что-то типа труб сверху, которые торчали тут и там. Они были разной толщины, эти две-три трубы», — рассказал Оскар Эурениус.
Судно шло медленно. Фредрик достал мобильник и сделал два снимка и короткое видео с дрожащей картинкой. Согласно часам мобильного телефона, фото были сделаны в 9:58.
Сейчас «Дагенс нюхетер» может опубликовать фото Фредрика и его короткий ролик. Из-за низкого разрешения фотографий, сделанных на мобильный телефон, трудно рассмотреть детали. Однако видно, что это не предмет, который плывет по течению, а что-то, что целенаправленно движется, гоня перед собой небольшую пенную волну.
За кормой судна не видно никакой кильватерной струи. Зато под поверхностью воды можно различить изгибы, продолжающие линии его корпуса. На ролике видна по крайней мере одна очень высокая мачта или антенна.
Сопоставив фотографии, расположение бакенов, очертания суши и спутниковые снимки, «Дагенс нюхетер» рассчитала, что судно было примерно в 600 метрах от моста, когда Фредрик его заснял. Оно шло на восток, но взяло на несколько градусов вправо у мели Бусёгрюнден.
И Фредрик и Оскар рассказали, что судно шло с небольшой скоростью, и его башня была различима в течение примерно 20 минут. Они видели невооруженным глазом, как она становилась все меньше и меньше, пока, наконец, не скрылась из вида, уйдя вдоль фарватера к Карлсудду, на восток.
Все три инструктора хорошо знают воды у Бусёна, поскольку ходили там под парусами несколько лет. У них хорошее зрение, и они привыкли к долгим путешествиям в открытом море. Никаких других лодок, которые можно было бы перепутать с увиденным ими судном, вблизи парусной школы не было, говорят все трое.
28 июня инструкторы были по горло заняты, помогая детям на швертботах. Они не особенно много говорили между собой о загадочном судне. Они не стали бить тревогу по этому поводу или рассказывать о случившемся руководству парусного клуба.
Но в следующие выходные офицер, знакомый с одним из инструкторов, узнал о случившемся. Он сообщил в вооруженные силы Швеции. 4 июля власти отправили на Лидингё двух офицеров, чтобы расследовать инцидент. Офицеры допросили Фредрика и велели показать, как он стоял и куда ходил, когда увидел подводную лодку. Также его попросили зарисовать, что он видел.
«Мы можем подтвердить, что в это время получили информацию о предполагаемом происшествии в этом районе. Я также могу подтвердить, что мы поговорили с информатором, — сказал пресс-секретарь штаба вооруженных сил Швеции Йеспер Тенгрот (Jesper Tengroth) и добавил, — Мы не комментируем, какие меры предприняли или собираемся предпринять. Также мы не будем освещать результаты расследования и высказывать мнение по поводу предполагаемого инцидента».
«Дагенс нюхетер»: Почему?
Йеспер Тенгрот: Потому что это секретная информация. Все сообщения такого рода образуют большой слой данных и становятся предметом постоянно ведущейся глубокой аналитической работы. Поэтому мы не хотим вдаваться в подробности и комментировать отдельные предполагаемые инциденты.
Замеченная инструкторами подлодка не принадлежала шведским военным. Вооруженные силы Швеции не вели никакой деятельности в Аскрикефьердене в тот период, когда были сделаны эти наблюдения. Власти также проверили, где находились шведские гражданские подводные лодки. Одно предприятие, которое ранее владело туристической подлодкой, весной разорилось, так что летом оно не проводило подводные туры, как сообщил его владелец. А вот шведское водолазное судно «Сил Кэрриер» (Seal Carrier) легко принять за подводную лодку. Но ни его производитель, ни Управление материально-технического снабжения министерства обороны не выводили свои «Сил Кэрриер» в Аскрикесфьерден 28 июня.
Информация о мощных пузырях в сочетании с описаниями черного предмета под водой и того, что могло быть башней подводной лодки, возможно, указывает на то, что подводная лодка в этом месте поднялась с глубины. Для этого с помощью воздушного давления из балластных цистерн выталкивается воздух, и подлодка становится легче. Вот почему на поверхности видны пузыри.
Но никто из трех свидетелей не видел, как она поднимается из воды, и этому вооруженные силы во время допросов уделяли очень много внимания, чтобы понять, действительно ли информаторы видели подводную лодку.
Судя по фотографиям и видео с мобильного телефона, на другом конце Аскрикефьердена загадочное судно на большой скорости миновала идущая на юг частная лодка, и с нее, возможно, оно было видно. Сейчас многие частные лодки оборудованы Автоматической идентификационной системой (АИС). «Дагенс нюхетер» достала данные по АИС в Аскрикефьердене на тот момент, но никаких яхт с включенной АИС не обнаружила.
28 июня было жарко, и подводную лодку должны были заметить купающиеся на побережье Лидингё. Возможно, они приняли ее за шведскую подлодку. Но во внутренних шхерах в мирное время шведские подлодки всегда ходят в надводном положении, обнажая свой длинный корпус и демонстрируя шведский флаг, чтобы избежать столкновения с другими кораблями.
Чтобы узнать больше, «Дагенс нюхетер» обратилась к известному гидрографическому предприятию «Клинтон Марин Сюрвей» (Clinton Marine Survey). Его измерительное судно «Лоуд» (Lode) со сложным оборудованием тщательно обследовало территорию далеко вокруг понтона. Тем временем «Дагенс нюхетер» фотографировала его с моста, где стояли два инструктора.
Когда Фредрик увидел одну из фотографий, у него вырвалось:
«Вот на том самом месте!»
На этом снимке измерительное судно находится в 120 метрах от Фредрика на мосту. Это дальше, чем Фредрик ранее говорил вооруженным силам, когда они его допрашивали. «Лоуд» зарегистрировал, что дно в том месте плоское, ровное и мягкое. Здесь, рядом с началом крутого склона, восходящего к береговой линии, глубина достигает 18 метров.
Исследование дна не выявило никаких кратеров от выбросов метана. Нет там и трубопровода, который мог бы стать причиной появления на поверхности пузырей, замеченных Фредриком. Еще одно обследование дня с помощью подводной камеры на дистанционном управлении было проведено через десять недель после инцидента, но никаких видимых следов подводной лодки не обнаружили.
Конструкция подводных лодок часто позволяет им лежать на дне. С обычной подводной лодки или с мини-субмарины можно выпускать водолазов или подводные челноки со специально обученными военными, которые затем выберутся на берег с заданием.
Фредрику ситуация у Бусёна показалась устрашающей:
«Да. Это очень странное место для того, чтобы всплывать на подводной лодке. Тут лагерь для парусного спорта, очень много парусников и сопровождающих моторных лодок, которые снуют туда-сюда. А она так близко подошла. Я вообще с трудом понимаю, как ей удалось так высоко подняться, это и правда немного странно».
Оскар Эурениус тоже «немного удивлен и недоумевает, что это было такое и что произошло». Он говорит:
«Я бы не сказал, что это был самый удачный момент для подводной лодки, чтобы всплывать тут на поверхность. И она была очень близко, так что было немного страшно на самом деле».
Эксперт о сделанных наблюдениях: «Это лучшие фото, которые я когда-либо видел».