Ранее стало известно о запланированном трехэтапном повышении цены на газ для населения в соответствии с требованием Международного валютного фонда. С первого ноября она повысится на 23,5 процента и составит 8,5 тысячи гривен (305 долларов по официальному курсу) за тысячу кубометров. При этом, как подчеркивают в правительстве, изначально речь шла о 60 процентах, однако украинским властям удалось прийти к компромиссному варианту с МВФ. После этого с 1 мая по 31 декабря 2019 года показатель вырастет до 9,8 тыс. гривен (почти 23 тыс. рублей), а на третьем этапе — с 1 января 2020 года, цена за тысячу кубометров газа составит 12,3 тыс. гривен (почти 29 тыс. рублей).
В тот же день, когда украинские власти объявили о повышении цен на газ, в МВФ сообщили о согласовании новой программы для Украины. «Новая программа stand-by с запрошенным доступом к SDR 2,8 млрд (эквивалент $ 3,9 млрд) послужит основой для экономической политики властей в 2019 году», — говорилось в сообщении организации. При этом подчеркивалось, что кредит будет выдан только после того, как Украина примет закон о бюджете. МВФ также требует от Киева снизить дефицит бюджета.
Напомним, внешний долг Украины за 2016−2017 годы вырос на 18,9 и 10,9 процента соответственно, а всего за пять лет — с начала 2013 года до начала 2018-го — отношение госдолга к ВВП увеличилось почти вдвое: с 36,6 до 71,8 процента.
Почти 48 миллиардов много это или мало? Стоит отметить, что есть страны, у которых побольше…
— Есть, страны первого мира, — согласен политолог Иван Лизан. — А для страны третьего мира 48 млрд долларов внешнего долга — это катастрофа и долговая кабала.
— Откуда этот долг? И возможно ли погасить его, не беря новых кредитов?
— Нет, и цель кредиторов в том, чтобы Украина постоянно перекредитовывалась на выгодных кредиторам условиях. В этом-то и смысл долговой кабалы. Единственный способ выбраться из этой ловушки — устроить настоящую революцию и отказаться от какого-либо правопреемства с Украиной.
— Насколько поднятие цен на газ и коммунальных тарифов повлияют на ситуацию? Поможет ли это снизить долг?
— Нет, не поможет. Тарифы на газ — это лишь дополнительное требование МВФ и от их поднятия больше всего выиграют менеджеры «Нафтогаза».
— Если к власти придут такие, как Рабинович, что-то изменится? Или процесс падения без кардинального слома социально-экономического строя уже не остановить?
— Ничего. Во-первых, Рабинович к власти не придёт. Во-вторых, он часть системы. В-третьих, он просто ребёнок по сравнению с политиками стран коллективного Запада и кредиторами Украины. Так что из него будут вить верёвки, как и из сегодняшних элит Украины.
— Повышение цены на газ власти Украины называют вынужденной, но необходимой мерой для того, чтобы уйти из под «имперского влияния» «страны-агрессора». Это еще работает?
— Нет, в это уже давно никто не верит, да и здравомыслящий человек поверить в такое не мог. Но разве это когда-то останавливало элитариев?
— Рабинович — известный аферист, но это не значит, что он не может говорить правду, — отмечает эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.
— Являясь оппозиционером и при этом вполне независимым финансово, он может себе позволить не держать язык за зубами.
— Озвученная им сумма долга — это реально много?
— Для такой сжимающейся экономики как украинская, это, безусловно, много. Это прямой путь к закабалению транснациональными корпорациями. Россия не смогла оправиться от 90-х пока не рассчиталась с МВФ. На Украине, как известно, история запаздывает на несколько десятилетий. Теперь у них реализуется сценарий наших 90-х.
— По словам Рабиновича, одновременно с погашением внешнего долга у представителей власти будут «космически» расти доходы. Почему так происходит?
— Опять же можно вспомнить наши 90-е, Касьянов недаром получил кличку «два процента». В условиях failed state каждая транзакция сопровождается откатами в карман чиновников и приближенных к власти «бизнесменов».
— Остановится ли на этом МВФ? Что они захотят еще?
— МВФ не остановится пока Украина не станет полноценной колонией Запада. Не могу сказать, что конкретно они потребуют. Но дурной фантазии у них хватит.
А вот политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин считает, что украинская экономика находится в тяжелом состоянии, но говорить о полномасштабной катастрофе пока рано, хотя, очевидно, что экономические процессы развиваются в крайне опасном направлении.
— Вадим Рабинович не одинок в своих оценках, значительное число политиков и экономистов оценивают сложившуюся ситуацию схожим образом. Разумеется, политические деятели и эксперты, связанные с действующей властью, выступают с оптимистическими прогнозами. Но есть все основания предполагать, что подобный оптимизм обусловлен исключительно предвыборными соображениями.
— Почти 48 млрд долларов внешнего долга это очень много? Есть страны, у которых побольше и живут же…
— Проблема не столько в объемах внешней задолженности, сколько в том, что украинское правительство остро нуждается в деньгах для покрытия текущих расходов, поскольку доходы государственного бюджета существенно отстают от запланированного уровня. При этом получить новые кредиты Украина может только на крайне тяжелых условиях. Украинская власть долгое время не могла достичь соглашения с МВФ, поскольку Международный валютный фонд настаивает на создании Антикоррупционного суда, а Порошенко рассчитывает заблокировать его формирование. В настоящее время с МВФ вроде бы удалось достичь принципиального соглашения, которое, впрочем, еще должен утвердить Совет директоров МВФ (и совершенно необязательно, кстати, что он это сделает). Позиция МВФ имеет знаковое значение для всех крупных кредиторов и инвесторов, и потому из-за того, что МВФ отказывался продолжать сотрудничество с украинской властью, она должна была занимать по высоким ставкам, в три раза превышающим те, на которых предоставлял Украине кредиты МВФ. Последний транш 10-летних еврооблигаций удалось разместить только под 9,75%. Понятно, что Украине будет очень тяжело обслуживать подобные долговые обязательства.
— Откуда этот долг? И возможно ли погасить его, не беря новых кредитов?
— Украинская экономика в последние годы не может обеспечить доходы государственного бюджета на том уровне, который позволял бы поддерживать социальную сферу, обеспечивать нормальную работу правоохранительных органов и укреплять Вооруженные силы. Поэтому украинское правительство вынуждено финансировать часть этих расходов за счет внешних кредитов. Но из-за слабости экономики для того, чтобы обслуживать образовавшуюся задолженность, приходится прибегать к новым заимствованиям.
— Чего от Украины хочет МВФ? Зачем он ее кредитует, зачем ему повышение цены на газ и прочие условия?
— Одна из основных функций МФВ состоит в том, чтобы помогать странам, испытывающим экономические трудности, сохранять стабильность финансовой системы. Поэтому МВФ хочет обеспечить финансовую стабильность Украины. Поэтому он требует от украинского правительства сокращения бюджетных расходов, в том числе связанных с дотированием цены на газ. Что касается создания Антикоррупционного суда, что для МВФ этот вопрос представляет важность потому, что при нынешнем уровне коррупции украинская экономика обречена оставаться неэффективной, а, значит, Украина будет и в будущем балансировать на грани финансовой дестабилизации. Таким образом, МВФ не требует от Украины ничего необычного, он хочет только гарантировать, что кредиты, полученные украинским правительством, помогут созданию условий для экономического развития, а не будут потрачены на социальные нужды или разворованы. Конечно, условия МВФ могут показаться довольно жесткими, а в условиях страны с таким количеством бедных людей, как Украина — просто бесчеловечными. Но, с другой стороны, МВФ никому не навязывает свою помощь.
— Насколько поднятие цен на газ и коммунальных тарифов повлияют на ситуацию? Поможет ли это снизить долг?
— Поскольку это должно привести к снижению социальных расходов, теоретически у украинского правительства должны появиться средства для обслуживания внешней задолженности. В действительности, эти деньги (особенно в период избирательной кампании) будут тратиться на социальные выплаты.
— Как повышение цен на газ конкретно ударит по населению и как быстро? К чем у это приведет?
— В стране постоянно увеличивается доля бедного населения, нуждающегося в поддержке со стороны государства. Соответственно, из-за прекращения дотирования цены на газ и повышения коммунальных тарифов многие семьи окажутся на грани выживания. В среднесрочной перспективе это может привести к новому витку социальной дестабилизации. Но в ближайшие месяцы позиции власти могут даже укрепиться. Беднейшие слои населения окажутся в еще большей зависимости от государственной поддержки. Если власть сумеет до конца избирательной кампании обеспечить необходимый объем социальных выплат, Петр Порошенко на предстоящих выборах сможет получить дополнительные голоса.