Запоздалое откровение: Украина не может остановить «Северный поток-2»
Исполнительный директор украинского «Нафтогаза» Юрий Витренко наконец-то признал, что Украине не удастся остановить строительство газопровода «Северный поток-2». Попытки подсластить пилюлю на фоне этой неприятной для киевских властей новости выглядят весьма убого.
В интервью украинскому телеканалу ZIK исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сказал, что остановить строительство «Северного потока-2» Украине не удастся. «Северный поток» нужен немецкому бизнесу, за него выступает правительство Германии. Это сила, и противостоять ей украинские власти не способны. Возможностей никаких.
Казалось бы, и американцы пытались вводить санкции против проекта, и в Европе Киев искал себе союзников. Ан нет. На сей раз экономическая целесообразность победила националистическую риторику окончательно и бесповоротно.
И в итоге Киев вынужден будет приступить к реализации так называемого «плана Б».
Само название – «план Б» - выглядит солидно. Вроде бы, у независимой Украины существует какая-то собственная стратегия, которая позволит ей разрешить любую сложную проблему. Однако на самом деле это всего лишь фиговый листок, который прикрывает полную беспомощность киевской власти.
Итак, что же имеет в виду господин Витренко? По его словам, «план Б» сводится к иску, с которым Украина уже обратилась в Международный арбитраж. Украинцы хотят потребовать от России заплатить им за ущерб, который нанесет введение в эксплуатацию второй ветки «Северного потока», а также за опасения, что их собственный трубопровод окажется совершенно не у дел. Всего они желают затребовать $12 миллиардов. Это станет, по словам руководителя «Нафтогаза», обычной «недокомпенсацией тарифной выручки».
Уже сам по себе этот иск – ярчайшее свидетельство того состояния ума, в котором пребывают люди, управляющие нынче Украиной. Действительно, налицо очень оригинальный ход и чисто киевская логика ведения дел в международном бизнесе.
Господа хорошие, мы проиграли конкурентную борьбу, - как бы сообщают всему остальному миру люди из «Нафтогаза». Так что, сделайте милость, заплатите нам за это поражение.
А почему проиграли? Потому что не умели корректно и без истерики выполнять свои обязательства.
…Даже трудно себе представить, как далеко может зайти дело в международной торговле, если какая-нибудь судебная инстанция примет решение в пользу Украины. Тут возникнет такой удивительный прецедент, что вся система бизнес-отношений будет поставлена с ног на голову. Предположим, предприятие, которое выпускает товар хуже и дороже, чем его конкурент, станет требовать за это компенсацию. Тема все же скорей для анекдота, чем для реальной правовой практики.
Правда, в современном мире многое может случиться, он уже перестал нас удивлять.
С экономической точки зрения ситуация предельно проста. Действующий контракт на транзит русского газа через Украину заканчивается в декабре 2019 года. После этого у всех сторон развязаны руки. Не так ли?
Однако в Киеве считают совсем по-другому. Там рассматривают строительство любых газопроводов через украинскую территорию как чуть ли не покушение на местную государственность. В июне этого года президент Украины Порошенко уже обрушился на «Северный поток-2», назвав его «абсолютно политиканским проектом, который направлен против Украины». К тому же господин Порошенко предлагал создать при Евросоюзе специальную группу, которая бы препятствовала строительству нефтепровода. С группой, правда, как-то не заладилось. Видимо, охотников не нашлось.
Тогда украинский представитель при Совете Европы Дмитрий Кулеба предложил заключить особый договор, который бы включал в себя пункт о гарантированных поставках газа через территорию Незалежной. Однако и с этим соглашением опять ничего не вышло, о чем также посетовал господин Витренко в своем последнем интервью. Причины и здесь понятны: кто в Европе пожелает действовать в ущерб своим интересам, причем заранее и со всеми возможными приседаниями перед киевским правительством?
Германия. Западная Померания, Любмин. На строительстве трубопровода «Северный поток-2». Фото: wwwgloballookpress.com
Другое дело США, для которых экономическое сотрудничество России с крупнейшими государствами континентальной Европы подобно кости в горле. Там украинское лобби вполне преуспело. Но и тут попытки остановить строительство второй ветки «Северного потока» потерпели полную неудачу. Так, представители Восточного комитета германской экономики на недавней встрече с Владимиром Путиным особо подчеркивали, что американские санкции «так расплывчаты, что невозможно точно сказать, кого они коснутся, а кого – нет». Кроме того, немецкие бизнесмены «категорически с такими санкциями не согласны и принципиально эти санкции отрицают».
Впрочем, у страха глаза велики. Витренко явно бежит впереди паровоза, когда говорит о компенсации ущерба от «Северного потока-2». Даже просчитать такой ущерб в реальности очень сложно, потому что никто еще не сказал, что с 2020 года поставки газа через Украину в Европу неминуемо прекратятся.
Напротив, в мае этого года на совместной пресс-конференции в Сочи канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин подчеркнули, что «украинский транзит» сохранится при условии «экономической целесообразности». Меркель тогда заявила, что для Германии сохранение этого транзита имеет «стратегическое значение». То же самое госпожа канцлер повторила и 1 ноября в Киеве, сообщив, что выступает за то, чтобы «Украина сохранила свою транзитную роль».
Казалось бы, украинской власти не о чем особо беспокоиться, но, вероятно, ставки уж слишком велики, и поэтому даже такие обещания не в силах остановить постоянную истерику в Киеве. С определенной точки зрения причины истерики ясны. При введении в эксплуатацию «Северного потока-2» украинской элите будет куда как менее удобно сидеть на газовой трубе и разглагольствовать «о русской агрессии». Для русофобов всех родов и мастей это очень неприятная новость.
Но еще неприятнее должно быть для них ясное понимание всей меры экономической и политической «незалежности» нынешней Украины. Будущее страны, в том числе то, каким его видит собственная власть, зависит от кого угодно, но только не от национальной хозяйственно-политической системы и государственной стратегии. Рассчитывать в Киеве умеют на Европу, США и Канаду, а в конечном итоге, как это всегда оказывается, – именно на Россию, потому что в противном случае грозит полный экономический коллапс – ни газа, ни тепла, ни остатков промышленности. На кого угодно, но только не на самих себя.
И это закономерный результат всей истории государства после майдана.