Проклятье немецких принцесс в семье Романовых
Автор:Mikhael
27 октября 2018 11:17
Романовы часто заключали браки с немецкими принцессами, но именно принцессы Гессенского рода оказались роковыми. Члены семьи Романовых, которые были женаты на гессенских принцессах, умерли насильственной смертью: Павел I, Александр II, Николай II и великий князь Сергей Александрович. Все они женились на гессенских принцессах по любви. Возможно, это всего лишь череда роковых совпадений, но совпадения тоже не бывают случайны. Даже "Кирпич ни с того ни с сего
Принцесса Вильгельмина и Павел
[float=right][/float]
Великая княгиня Наталья Алексеевна, урожденная принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская, которая стала первой женой будущего императора Павла I.
Екатерина Великая придирчиво выбирала невест своему сыну, которому исполнилось 19 лет. Императрица желала отыскать редкое сочетание ума, красоты и доброго нрава.
Подходящей кандидатурой оказалась гессенская принцесса Вильгельмина, которой исполнилось 17 лет.
Романтический Павел влюбился в Вильгельмину, предпочтя ее другим европейским принцессам. Строгая Екатерина Великая одобрила выбор и позволила своему сыну жениться по любви.
«Мой сын с первой же минуты полюбил принцессу Вильгельмину, я дала ему три дня сроку, чтобы посмотреть, не колеблется ли он, и так как эта принцесса во всех отношениях превосходит своих сестёр… старшая очень кроткая; младшая, кажется, очень умная; в средней все нами желаемые качества: личико у неё прелестное, черты правильные, она ласкова, умна; я ею очень довольна, и сын мой влюблён…»
В 1773 году состоялось бракосочетание принцессы, которая при принятии православия получила имя Натальи Алексеевны.
Вскоре немецкая принцесса начала проявлять свой характер. Она оказалась слишком прогрессивных взглядов для консервативной Екатерины Великой. Принцесса росла в доме, где часто гостили знаменитые философы и поэты эпохи, которые рассуждали о равенстве и свободе. Она открыто выражала свои демократические взгляды, включая настойчивый призыв отмены рабства – крепостного права.
Говорили, что муж вызывал у принцессы отвращение. Их называли "красавицей и чудовищем".
«Кто знал, то есть видал хотя издалека блаженной и вечно незабвенной памяти императора Павла, для того весьма будет понятно и вероятно, что дармштадтская принцесса не могла без отвращения смотреть на укоризненное лицеобразие его императорского высочества, вседражайшего супруга своего! Ни описать, ни изобразить уродливости Павла невозможно! Каково же было положение Великой княгини в минуты, когда он, пользуясь правом супруга, в восторге блаженства сладострастия обмирал!"
Как болтали в свете, что принцесса нашла утешение в обществе светского красавца графа Разумовского.
"Наталья Алексеевна была хитрая, тонкого, проницательного ума, вспыльчивого, настойчивого нрава женщина. Великая княгиня умела обманывать супруга и царедворцев, которые в хитростях и кознях бесу не уступят; но Екатерина скоро проникла в ее хитрость и не ошиблась в догадках своих!" - вот так говорили сплетники.
Брак Павла Петровича и Натальи Алексеевны продлился три года. В 1776 году она умерла при родах в возрасте 20 лет.
Злые языки шептались, что это императрица велела акушерке уморить бунтарку.
Говорили, что Наталья Алексеевна и граф Разумовский не только вступили в порочную связь, но и готовили государственный переворот. Екатерина Великая, которая получила корону благодаря свержению своего мужа при помощи фаворита, увидела в умной немецкой принцессе свое отражение. Рядом с такой супругой безвольный Павел мог повторить участь своего отца.
Принцесса Мария и Александр II
[float=right][/float]
Следующее проклятье настигло императора Александра II, женой которого стала гессенская принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария. В православии она получила имя Мария Александровна.
Этот брак тоже состоялся по любви. Будущий император Александр II влюбился в немецкую принцессу во время путешествия по Европе. Юной принцессе было 14 лет, а наследнику российской короны 20 лет.
Наследник престола заявил отцу Николаю I и матушке Александре Федоровне, что желает жениться на принцессе Марии. Возможно, слухи о гессенском проклятии беспокоили императрицу, которая испытывала тягу к мистицизму.
Также ходили слухи, что принцесса Мария – незаконнорожденная.
"Сомнения относительно законности ее происхождения более действительны, чем ты полагаешь. Известно, что из-за этого ее едва терпят при Дворе и в семье, но она официально признана дочерью своего венценосного отца и носит его фамилию, следовательно никто не может ничего сказать против нее в этом смысле" – из переписки императора Николая I.
«Милая Мама, что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю её, и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот моё решение!» - твердо заявил наследник Александр.
Семья после обсуждений одобрила выбор наследника. Свадьба состоялась в 1841 году, когда невесте было 17 лет.
Великая княгиня Ольга, сестра Александра, писала об их супружеской любви:
«Мари завоевала сердца всех тех русских, которые могли познакомиться с ней. В ней соединялось врожденное достоинство с необыкновенной естественностью. Каждому она умела сказать свое, без единого лишнего слова, с тем естественным тактом, которым отличаются прекрасные души. Саша с каждым днем привязывался к ней все больше, чувствуя, что его выбор пал на Богом данную. Их взаимное доверие росло по мере того, как они узнавали друг друга».
В браке у венценосной пары родилось шесть сыновей и две дочери.
Мария Александровна не принимала участия в политических делах, посвятив себя решению социальных вопросов России – здравоохранение, образование, помощь малоимущим. При ее патронаже было открыто российское отделение Красного креста - международной организация здравоохранения.
Императрица особенно позаботилась о женском образовании, в 1870-е годы благодаря ее стараниям женщины России получили право посещать курсы в университетах.
В 1860-е годы тяженые заболевания императрицы заболевания обострились. Она страдала неизлечимыми болезнями сердца и легких, тяжело перенося климат Петербурга. Медики опасались, что при очередной беременности Мария Александровна может умереть, и настойчиво заявили «супружеские отношения прекратить». Других противозачаточных средств безопасных для жизни тогда не существовало.
Сильная императрица пережила очень тяжелый удар судьбы - смерть старшего сына Николая в 1865 году. Эти переживания нанесли непоправимый вред здоровью.
В утешение императору «добрые люди» быстро представили Екатерину Долгорукову – ученицу Смольного института. Об этой истории я писала в заметке Проклятый роман императора-освободителя
Под наблюдением врачей хрупкая императрица прожила около 20 лет. Ее медиком стал знаменитый С.П. Боткин, который лично сопровождал императрицу во время ее оздоровительных поездок в Италию.
В 1878 году хроническая болезнь обострилась. Для императрицы было заказано механическое кресло, в котором ее возили по дворцу: «одевали и усаживали в кресло, на котором катили в другую комнату… Несколько раз в день она вдыхала кислород посредством воздушных подушек, и каждый вечер втирали ей мазь, для облегчения дыхания» - вспоминает придворная дама Яковлева.
Император Александр II тяжело переживал болезнь супруги:
«Императрица обратилась в скелет; не имеет сил даже двигать пальцами; ничем не может заниматься» – и добавил, что «первая встреча с нею должна была произвести тяжелое впечатление на государя, который с того дня так же чувствует себя нехорошо, жалуется на лихорадочное состояние и слабость. Сегодня я нашел его заметно изменившимся (он бледен, опустился и слаб), лицо бледное, впалое, глаза поблекшие» - вспоминал Милютин.
Императрица Мария Федоровна скончалась в мае 1880 года.
«Ее императорское Величество Государыня Императрица в течение вчерашнего дня была слаба и сонлива. Отхаркивание, в последнее время постепенно уменьшавшееся, почти совершенно прекратилось. Спокойно уснув в обычный час вчера вечером, Ее Величество больше не просыпалась. В три часа ночи немного кашляла, а в седьмом часу утра прекратилось дыхание, и Ее Величество в Бозе опочила без агонии. Почетный лейб-медик Алышевский. Лейб-медик Боткин. 22 мая 10 часов утра».
Император Александр II погиб от бомбы террористов в 1881 году спустя несколько месяцев после смерти супруги.