Встреча Суркова и Волкера: о чём собираются беседовать представители России и США?
Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер и помощник Президента России Владислав Сурков, отвечающий за мирное урегулирование в Донбассе, не встречались уже почти 10 месяцев.
А четыре их встречи не принесли ровным счетом никаких результатов.
В мае некий анонимный источник сообщил, что эта переговорная линия Москвы и Вашингтона может быть просто закрыта в силу своей абсолютной бесперспективности: «Этот переговорный формат способствовал решению целого комплекса противоречий по мирному урегулированию конфликта на Донбассе. Самое главное, он позволял Москве и Вашингтону не только своевременно „сверять часы”, но и понять, как видит этот конфликт и какими соображениями руководствуется каждая из сторон. Однако на сегодняшний день формат дал все, что мог, и себя исчерпал. Обсуждается вопрос о целесообразности сохранения формата как такового. Не исключено, что формат может быть видоизменен, или заменен иным».
Однако сегодня и сам господин Волкер объявил о новой встрече в ближайшие недели, дата переговоров еще не согласована. То есть выходит, что формат не упразднен, напротив, появилась необходимость в его задействовании.
Что же намерены обсудить между собой представители России и США? Неужели наметились какие-то точки сближения? В последнее время казалось, что Москва и Вашингтон все дальше расходятся по целому ряду вопросов, включая и Украину.
Ответ на все эти вопросы отчасти содержится в заявлениях представителя Украины в подгруппе по безопасности трехсторонней Контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе Евгения Марчука, опубликованных вчера в украинских СМИ.
По словам Марчука, возможность продвижения переговоров о размещении миротворческой миссии ООН в зоне конфликта появилась, когда стороны «согласились процесс разбить на четыре-пять этапов». Он также сообщил, что параметры ввода миротворцев согласованы примерно на 30 процентов. Довольно интересно из сказанного представителем Украины выглядит информация о договоренностях относительно временных администраций.
Марчук заявил, что у сторон есть согласие по этому вопросу: «Второй блок документов — это переходные компоненты: переходная юстиция, переходные администрации, амнистия, выборы. Там непросто, но по некоторым точкам по формированию переходных администраций согласие есть. Например, если взять поэтапное введение миротворцев, то первый этап — это линия фронта и нормализация жизни в прифронтовой зоне».
По словам Марчука, в переходных администрациях старшим может быть миротворец, но обязательно должны быть представители как оккупированной части Донбасса, так и неоккупированной».
Марчук также заявил, что Россия по ходу переговоров сделала ряд уступок в ответ на требования представителей Запада и украинской стороны.
Так ли это на самом деле? Этапизация процесса размещения миссии — это именно то, что обсуждали на одной из своих встреч Сурков и Волкер.
Она означает, что на первом этапе миротворцы становятся разделительным барьером на линии противостояния. Не так важно, в качестве охраны сотрудников ОБСЕ или в качестве самостоятельной силы. Снижения интенсивности боевых действий, а в идеале их полного прекращения в первую очередь добивается Москва. Волкер же, а вместе с ним и Киев наотрез отказывались делить процесс ввода на части, считая, что все элементы должны быть увязаны в едином пакете.
То есть размещение миссии они считали невозможным без решения вопросов о формировании временной администрации, к которой перейдет вся власть на территории, неподконтрольной Киеву, и передачи во власть миротворцев российско-украинской границы. Теперь эти этапы, судя по словам Евгения Марчука, удалось расцепить, что абсолютно совпадает с позицией Москвы по урегулированию конфликта.
Кроме того, Киев и Волкер настаивали на том, что временные администрации должны комплектоваться исключительно миротворцами. Никаких представителей донбасских сепаратистов там быть не должно и в помине. Но похоже, что и в этой области российским переговорщикам удалось потеснить своих оппонентов, ведь, по утверждению Марчука, теперь речь идет об участии в работе временных структур власти представителей Донбасса как с подконтрольной, так и с неподконтрольной стороны.
То есть получается, что не Россия пошла на компромисс, а ее оппоненты серьезно скорректировали свою позицию, которая полностью исключала вероятность достигнуть каких-то обоюдных решений.
Так что Суркову и Волкеру будет о чем поговорить и договориться. Тот же Марчук сообщил, что ввод миротворцев ООН возможен не раньше чем через 10 месяцев. По всей вероятности, речь идет о самом первом шаге — разделении конфликтующих сторон.
Андрей Бабицкий, Украина.ру
Источник: Ссылка