Он уверяет, что якобы на Потсдамской конференции Кенигсберг был передан СССР лишь на 50 лет. Этот срок истек в 1995 году, а стало быть, нужно пересмотреть статус Калининградской области. Литовский политолог пишет, что в нынешнем своем статусе «милитаризированный Калининград представляет собой явную угрозу как для выживания Литвы, так и для безопасности всей Европы». Володзка сокрушается, что «в Караляучюсе уничтожено историко-культурное наследие Малой Литвы», разрушаются некие «балтские культурные объекты».
Откуда вообще взялось это слово – Караляучюс? Так в Литве (буквально – «Королевская гора») называют Калининград, так он значится даже на литовских дорожных указателях.
Тут стоило бы еще уточнить, что в «Протоколе Берлинской конференции трех великих держав от 1 августа 1945 года» в параграфе V сказано, что «президент США и премьер-министр Великобритании заявили, что они поддержат это предложение (о передаче Советскому Союзу Кенигсберга и прилегающего к нему района – прим. ВЗГЛЯД) на конференции при предстоящем мирном урегулировании». Однако последующей мирной конференции проведено так и не было – мероприятие в Потсдаме стало для лидеров Большой тройки последним, а потом стартовала холодная война. Но в 1990 году ФРГ после объединения с ГДР подписала с Советским Союзом «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии». В данном документе, в частности, сказано: «Объединенная Германия не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам и не будет выдвигать таких претензий и в будущем».В Литве, однако, на такие доводы не обращают внимания. В мае литовское русскоязычное издание «Клайпеда» опубликовало статью «Почему Запад не любит Россию?», написанную активисткой местной украинской общины Викторией Разгун. Литовская украинка Разгун пишет: «Как подумаю, что было бы, если бы Запад, вдохновленный экспансионизмом России, потребовал, к примеру, освободить Калининградскую область? Ведь соглашения, подписанные после Великой Отечественной войны, уже давно недействительны. Напомню: в 1945 г. на Потсдамской конференции эта область была передана СССР для администрирования всего на 50 лет. Так что срок соглашения истек в 1995 году».
Разгун явно читала опубликованное в 2014 году мнение аналитика литовского государственного Центра исследования Восточной Европы Лауринаса Кащюнаса (ныне депутат Сейма), заявившего, что решением Потсдамской конференции в 1945 году Кенигсберг был передан Советскому Союзу лишь на 50 лет – и сейчас, при наличии соответствующей политической воли, США и Великобритания могли бы добиться пересмотра этого пункта договора.
Откуда же взялись эти «50 лет» и якобы «временный статус Калининграда»? Ответа нет. Никаких документов на этот счет попросту не существует, и сама эта цифра – не более чем миф, попросту выдуманный, судя по всему, прибалтийскими политологами.
Поэтапное внедрение мифа
В январе 2017 года депутат Сейма Литвы Линас Бальсис (бывший пресс-секретарь президента Дали Грибаускайте) задался вопросом: «Как возвратить в стабильную Европу нестабильный и милитаризированный Калининград и Калининградскую область?».
По его мнению, надо, чтобы вопросом отторжения Калининградской области от Российской Федерации занялась либо Литва, либо руководство Европейского союза. Третий вариант – Литва и ЕС совместно должны решить будущее российского эксклава. После таких заявлений Бальсису на пять лет запретили въезд в Россию. В связи с поднявшейся волной возмущения пресс-секретарь министра иностранных дел Литвы Раса Якилайтене вынуждена была заявить, что у Вильнюса нет притязаний на Калининградскую область. Однако уже в апреле 2017-го депутат Европарламента от Литвы Антанас Гуога заявил, что «Калининград никогда не принадлежал России».
В мае в Калининградской области разразился скандал с дипломатом Бронюсом Макаускасом, врио консула Литвы в Советске. Дело в том, что в эфире телеканала «Вести-Калининград» был продемонстрирован сюжет под названием «Политическое хамство и реваншизм: чем занимается литовский консул в Калининградской области».
Журналистка Евгения Чирочкина рассказала, что Макаускас крепко принял на грудь в честь столетия провозглашения Литовской Республики, уселся пьяным за руль и в таком виде был задержан сотрудником ДПС. Автор передачи припомнила Макаускасу и тот факт, что консул занимался в Калининградской области (при активной помощи руководителя музея истории Советска Анжелики Шпилевой) организацией выставок, в ходе которых посетителям старались представить советских солдат как оккупантов.
Калининградский политолог Александр Носович на своей странице в соцсети Facebook отметил: «Миф о том, что Россия владеет Калининградской областью незаконно, внедряется в литовское сознание последовательно и методично. Следующий этап их кампании – сделать так, чтобы мысль о «незаконности» Калининградской области закрепилась в США и Европе (особенно в Германии).
Чтобы сомнения в территориальной принадлежности Калининграда стали новым аргументом Запада в диалоге с Кремлем», – предупреждает Носович.
Сомнительные приобретения
Калининградский историк Владимир Абрамов, в свою очередь, напоминает, что документы Потсдамской конференции давно обнародованы. В них о судьбе Восточной Пруссии, Померании и Силезии сказано ясно и без каких-то отсылок к срокам. Абрамов особо подчеркивает, что «литовские деятели, так озаботившиеся северной третью бывшей Восточной Пруссии, усиленно не обращают внимания на судьбу двух третей данной провинции, переданных Польше».
Историк добавляет: «Литовской территория Пруссии исторически не была никогда. Этой землей владели пруссы, Тевтонский орден, герцог Бранденбургский в статусе вассала Речи Посполитой, королевство Пруссия, Германский рейх, СССР, Россия. Вот только Великого княжества Литовского и тем паче Литовской республики образца 1919–1939 гг. в этом перечне нет как нет».
Еще интереснее было бы выяснить мнение вильнюсского официоза о статусе Клайпеды (бывший Мемель), перешедшей к Литве от Германии – сначала решением Антанты в 1923 году, а потом и волею Сталина в 1945-м. «Заодно поговорили бы и о подарке «кровавого тирана» Сталина Литве в форме отторгнутого в 1939 году от Польши Виленского края», – заключает Владимир Абрамов.
Публицист Михаил Кришталь тоже напоминает, что
в свое время Литва чересчур много получила от Советского Союза.
«В 1939 году литовцы получили Виленский край, в 1940 году – территории Белоруссии, в 1945 году – Мемельский край. Все это были односторонние подарки Литве, но подарки не такие простые. Достаточно вспомнить договор 1939 года, предоставивший Литве Виленский край. Договор был сложным: передача Литве территорий осуществлялась вместе с подписанием договора о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом. С тех пор прошло много лет, но об этом можно и, наверное, нужно напомнить Вильнюсу. Но Россия молчит», – с сожалением констатирует Кришталь.
Доморощенные борцы с «ватой»
Отделить Калининград от России пытаются не только литовцы. Местный журналист Андрей Выползов отмечает, что в последние годы в городе проявились персонажи, продвигавшие среди калининградцев идею о «возврате городу исторического названия Кенигсберг». По его словам, одним из главных апологетов «кенигсбергизации» являлся бывший студент Балтийского федерального университета им. Канта Александр Оршулевич, рекомендовавший себя в качестве главы подпольного «Балтийского авангарда русского сопротивления».
«В начале июля 2016 года Оршулевич посетил Киев, где участвовал в конференции «по вопросу создания Балтийско-Черноморского союза». Калининградского сепаратиста пригласил т. н. Гражданский корпус «Азов» – молодежная организация, опекаемая нацистским полком «Азов». Далее следует поездка в Польшу, где Оршулевич обратился к властям Эльблонга с просьбой переименовать известную всем калининградцам кольцевую развязку Rondo Kaliningrad в Rondo Königsberg. Одновременно запускается петиция «Вернуть Калининграду имя Кенигсберг!» с нехилым продвижением в соцсетях. И вот уже в Калининград приезжают журналисты бельгийского таблоида De Standaard, интервьюируя вожака «Балтийского авангарда». Темой переименования заинтересовался собкор в Москве одной из ведущих немецких газет Frankfurter Allgemeine Zeitung», – поведал Выползов.
Что же представляет из себя вышеупомянутый «Балтийский авангард русского сопротивления»?
«Эта организация, безусловно, поддерживает фашистскую идеологию и коллаборационистов всех мастей. Среди кумиров национал-монархистов – барон Унгерн, а также генералы Шкуро, Краснов и другие союзники Гитлера. Особым уважением пользуются казачьи части вермахта. Именно поэтому на своей интернет-странице лидер БАРСа Оршулевич радуется переизданию книги «Майн кампф» в Германии, учит своих сторонников, что можно «в целях изучения истории» использовать нацистскую символику, и приводит слова из газеты «За Родину» от 1943 года, что «самый страшный враг русского народа – это большевизм», – отмечает публицист Олег Луначев.
В мае 2017-го Оршулевич и трое его единомышленников были задержаны. Им предъявили обвинения в организации экстремистского сообщества и намерении насильственного присоединения Калининграда к ЕС – обвиняемые до сих пор содержатся за решеткой. Как и следовало ожидать, за время ареста Оршулевич превратился в глазах либерально-демократической общественности в «невинного политического узника».
И если даже среди жителей региона встречаются подобные настроения – наверняка и представители радикальных кругов из соседних стран и дальше будут распространять миф о «необходимости пересмотра статуса Калининграда».