«Долгая дорога в дюнах»
В фильме в вашу героиню влюблены двое мужчин - Рихард Лозберг, которого сыграл блистательный Ромас Раманаускас, и Артур Банга, роль которого исполнил покойный Юозас Киселюс. Кто-то из этих мужчин ухаживал за вами в жизни?
- Вот встретитесь с Ромасом, спросите у него. Что касается меня, то мне никогда не нравились красивые мужчины. Мне нравились некрасивые, в которых была тайна. Юозас как раз был мужчиной с тайной. Господи, он ушел совсем молодым, ему не исполнилось и 41 года. Как мне рассказывали, ему стало плохо с сердцем, к нему вошел врач, женщина. Он не мог сидеть, когда перед ним стояла дама, встал, и тут же его сердечко разорвалось. С годами я поняла, что для семейного счастья надо выбирать никогда не предающих Рихардов. С Ромасом мы сейчас видимся, но редко. У него какая-то странная привычка. Приезжает в Ригу на три дня, а звонит мне, когда до отхода поезда остается пара часов. Но я ведь не могу бросить запланированные дела и так быстро собраться.
Не жалеете, что не поступили в медицинский, а по совету Алоиза Бренча стали сниматься в кино?
- Зачем сейчас сожалеть? Алик для меня больше чем режиссер, мы были близкими друзьями. Когда он предложил сняться в своей картине, я была еще школьницей. «В медицинский, - убеждал меня Алик, - ты всегда успеешь поступить». Последние годы этот талантливейший режиссер работал в жилищной комиссии Рижской думы. У Алика был обширный инфаркт, он умер в одночасье. Его могилу люди усыпали огромным количеством белых калл - символом любви и смерти. Он это заслужил. О нем говорят: «В Италии - Феллини, в России - Рязанов, а у нас - Бренч». Последний свой фильм он снял по заказу католической церкви.
Поделитесь вашим секретом красоты...
- Хотите, чтобы я была как открытая книга? Так не получится. В своей студии я преподаю и искусство коммуникации. Я знаю, что вы, журналисты, хотите от меня услышать правду. Я вам говорю правду, но истина останется со мной. Я никому не открываю свои секреты. Скажу лишь, что у меня есть несколько тренажерчиков, свой комплекс упражнений, но зарядку я утром не делаю, потому что встаю рано. Я просто стремлюсь к гармонии с собой. Кое-чего уже достигла. Научилась терпению и сдержанности. В молодости я могла плакать беспрерывно по любому поводу, а сейчас такого не бывает. Я стараюсь не обижать других людей, делать добро, и оно ко мне возвращается. По гороскопу я Скорпион, а это насекомое - единственный знак, который может сам себя уничтожить.
Вам приходилось поступать, как скорпиону?
- Вот дождемся моих похорон, и тогда услышите, когда я поступала правильно, а когда нет.
Лилита, это совсем уж грустная тема.
- Нет, это жизнь. Я шаг за шагом приближаюсь к этому и, пока жива, хочу найти созвучие с собой. Я верующая, лютеранка. Но я хочу общаться с Богом сама, не могу принимать посредников. Мне не нужен священник, который говорит, как я должна поступать. Я приезжаю к отцовскому дому, обнимаю свою березку, говорю ей, что у меня на душе, и чувствую прилив сил. Но это не значит, что я не хожу в церковь. Просто не хочу, чтобы это стало для меня обязанностью. Обязательно отмечаю религиозные праздники. Главный для меня - Рождество. Помню, родители мне говорили, что нельзя рассказывать в школе о том, что делается дома. Сейчас, к счастью, те времена прошли и нет дефицита товаров.
Вы любите готовить?
- Очень! Но бывает жаль на это времени, и после застолья не люблю мыть посуду. Но я все это делаю. Хорошо, что появилось много кулинарных передач, где можно найти интересные рецепты. Мне очень нравится смотреть, как готовит Юлия Высоцкая. От нее я узнала рецепт шикарного рождественского торта. Он сохраняется в течение месяца, только каждый день его надо обильно поливать ромом или коньяком. Его любят все мои родные.
У вас большая семья?
- Да. Но в свой дом я не пускаю никого, кроме родных людей. Предпочитаю о своей семье не распространяться.
Есть ли у вас сокровенное желание?
- Слава, признание, роли - это хорошо. Но главное для женщины - оставить после себя человека и воспитать его так, чтобы не было стыдно. Это я не раз повторяла и в этом после рождения дочери не разуверилась. Теперь я хочу стать бабушкой, чтобы нянчить внуков...
Лилита Озолиня родилась 19 ноября 1947 года в столице Латвии - городе Рига. В довоенные годы Альбертина, мама Лилиты, работала помощником режиссера на немецкой киностудии, а Арвид был лётчиком-испытателем. Но с приходом в 40 году в Латвию Красной армии все изменилось. Отца Лилиты, отказавшегося служить новому строю, сослали как врага народа. Мать следовала за ним по лагерям, и их старшая дочь Вия умерла во время переездов. В послевоенные годы, вернувшись на родину, отец переменил профессию, строил прекрасные дома, делал замечательную мебель.
Родители создали крепкую благополучную семью. Не смотря на тяготы послевоенных лет, Лилита занималась изучением английского языка, который ей преподавал польский пан, игрой на рояле и исследованием удивительного окружающего мира.
Как вспоминает сама Лилита: «У меня, может быть, не было столько платьев и красивых обуви, как потом я старалась дать своей дочери, но у меня была сила от деревьев, у меня была тяга к природе, я верила в солнце, я верила в луну, в море...
Мир был мне безумно интересен и не представлял никакой угрозы. Родители для того делали все возможное. Хотя воспитывали в строгости. Помню, один раз я плохо помыла посуду и отец властным голосом сказал мне, что я должна ее перемыть и более никогда не халтурить».
Лилита мечтала стать врачом. Параллельно средней школе, она окончила школу медсестер, и в будущем хотела поступить в академию медицины.
Еще в десятилетнем возрасте Лилита Озолиня пробовалась на роль в фильме «Эхо». Съемочной группе нужна была девочка на роль пастушки. Школьница Лилита Озолиня, казалось, подходила по всем статьям, но сниматься ее не взяли. Пухлые щеки никак не связывались в сознании режиссера с обликом девочки батрачки.
Тем бы и закончилась, наверное, ее встреча с прекрасным искусством кино, если бы в 1965 году при Рижской киностудии не открылась Народная студия актера, объявившая поиск способных ребят по всем школам. За компанию с подружкой она пошла на конкурс и была очень удивлена, когда ее приняли.
За первый учебный этюд получила все же тройку. Но зато на «отлично» выдержала пробы к фильму «Когда дождь и ветер стучат в окно», который снимал один из преподавателей студии, режиссер Алоиз Бренч.
Параллельно с учебой актриса с 1966 года начала работать в Художественном театре имени Яна Райниса. В 1969 году Лилита окончила студию киноактера, а в 1971-м - актерский факультет Латвийской консерватории им. Я. Bитoлa.
После дебюта последовали работы в фильмах: «За поворотом поворот», «Лучи в стекле», «Шах королеве бриллиантов», «В клешнях черного рака», «Олег и Айна». Но роли в этих фильмах были в основном одноплановые. Светлые волосы, женственность всего облика обрекали актрису на образы лирических героинь. Так продолжалось до тех пор, пока актер и режиссер Гунар Цилинский не предложил ей роль Вии в своем фильме «Соната над озером», роль, предполагавшую гораздо более резкие краски, большой драматический накал. Как заметил потом Гунар Цилинский: «Игра Озолини была неожиданностью для меня. Я и не предполагал в Лилите такой взрывной силы, такой глубины в передаче темных страстей».
Следующей совместной работой Гунара Цилинского и Лилиты Озолиня стал фильм «Ночь без птиц». Роль Илзе, жены Яниса, сыгранная лаконично, точно, с внутренним драматизмом, может быть названа среди наиболее удачных работ актрисы. Трагический и одновременно светлый характер Илзе по настоящему национален.
«Долгая дорога в дюнах»
Этот фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как песни Раймонда Паулса, пляжи Юрмалы и тягучий рижский бальзам. Работа Лилиты Озолиня и режиссера Алоиза Бренча над сериалом «Долгая дорога в дюнах» стала звездной для обоих.
Действие фильма «Долгая дорога в дюнах» происходит в Латвии и охватывает период с 39 года до середины 70-х. События этих лет по-разному повлияли на судьбы героев. Но всех их вела по жизни любовь - разбрасывала и собирала, заставляла жестоко страдать и делала самыми счастливыми в мире.
Открывший Лилиту Озолиню как актрису и много значивший в ее судьбе А.Бренч вспоминает: «Честно говоря, к тому времени я перестал за ней следить. У Лилиты на экране было все нормально, все правильно, но как-то сухо, и мне показалось, что эта актриса больше «от ума», нежели «от сердца»... До тех пор, пока Х Лиепиньш не позвал меня в Оперу - посмотреть в концертном исполнении «Пера Гюнта» с участием драматических актеров, а главное посмотреть Лилиту Озолиню. Я сидел в Опере и волновался все больше и больше: прекрасный бархатный голос Лилиты завораживал, манил какой-то тайной, которую я раньше в ней не чувствовал. Передо мной была другая актриса и, может быть, даже другой человек, излучающий душевность и тепло мудрой любви. И главное другое - я нашел Марту для фильма «Долгая дорога в дюнах», Марту, которую мы искали уже четыре месяца».
Экранной любовью Лилиты Озолиня стал Юозас Киселюс - бедный рыбак Артур. Он правилен и несгибаем. Но жалостливые телезрительницы больше сопереживали его «моральному противнику» - киношному мужу Марты, фабриканту Рихарду. Его сыграл 29-летний литовец Ромас Романаускас.
С большой теплотой актриса вспоминает Валентину Талызину, которая озвучивала Лилиту Озолиню в сериале: «Я очень уважаю актеров, которые с уважением относятся к работе других актеров. Валентина Талызина очень бережно перенесла во время озвучивания «Долгой дороги...» некоторые нюансы, и я действительно очень благодарна ей за это».
По ЦТ еще шли последние серии, а на Рижскую киностудию уже хлынул небывалый поток писем. Со всей страны, иногда с совсем коротким адресом: «Латвия. «Долгая дорога в дюнах». Марте». Актрисе удалось воплотить не только драматическую судьбу своей героини, но и судьбу целого народа.
Сразу после премьеры, на Лилиту обрушилась всесоюзная слава. Ее, дочь репрессированного, выпустили за границу. Газеты льстили, называя «латышским солнцем». Никто не ожидал, что картина будет иметь сокрушительный успех. Благосклонность критики, государственная премия...
Прошло более 25-ти лет после премьеры фильма , а Лилиту до сих пор часто называют этим именем – Марта. Люди, в лице актрисы, трогательно опекают мужественную героиню фильма. Вот что вспоминает Лилита Озолиня: «Я приехала на какие-то пробы и после съемки вечером поздно-поздно шел поезд в Ригу, была зима, уже холодно, снег идет, ветер дует. Стою, в помещении, где ожидают. И уборщица, которая вытирает пол подходит: «Здравствуйте, Марточка. Замерзли? Хотите чаю? Пойдем, Марточка, выпьем». Заходим там, где тряпки, метла стоит, у нее все это стоит. Там у нее чай, мы сидим, баранки с чаем. И говорит: «Ну как Рихард поживает? Ну, как сыночек, в школу уже пошел?». Я думаю: «О, Боже мой, если я скажу, что я актриса, все это если я ей сломаю, меня выгонит опять на этот холод, чай уже не будут давать. И я сидела, сочиняла там разные биографии».
После успеха пришли и многочисленные предложения ролей. Но Лилита выбирает только то,что обещает интересные творческие задачи. Она снимается в мюзикле Раймонда Паулса «Краткое наставление в любви», в грустной комедии «Личная жизнь Деда Мороза», в политическом детективе А Бренча «Двойной капкан». На «Ленфильме» в ленте В.Соколова «Встретимся у метро» актриса играет русскую женщину Наташу, проживая на наших глазах целую эпоху-с предвоенных лет до середины пятидесятых годов. У Сергея Колосова снималась в фильме «Дороги Анны Фирлинг» по пьесе Б. Брехта.
После распада Союза не стало Рижской киностудии, не стало работы в кино, но остался театр. Помимо работы в Латвийском Национальном театре, Лилита Озолиня играет в Рижском театре русской драмы. Именно в этом театре актриса сыграла в спектаклях «Пляски смерти» и «Не боюсь Вирджинии Вульф», которые поставил российский режиссер Роман Козак. С этими спектаклями актриса приезжала на гастроли в Москву и Петербург.
Лилита Озолиня вырастила дочь Лилиану, которой сейчас 30. Она окончила факультет журналистики. Занялась рекламным бизнесом. Кроме того, преподает у мамы в Студии. Вот что говорит актриса о своем предназначении: «С того момента, когда у меня родилась дочь, я могу сказать, что имею право ходить по этой земле. Кино, театр - это ничто. Слава, признание, ролью больше, ролью меньше... Предназначение женщины - оставить человека. И воспитать его настоящим человеком, чтобы не было стыдно. Я это сформулировала, когда ждала ребенка. И с тех пор ни разу в этом не разуверилась».
В подробности же своей личной жизни Лилита Озолиня предпочитает не вдаваться. И на первый взгляд кажется, что работа поглощает ее целиком, в студии ее даже иногда называют «железной леди». Но на самом деле Лилита была и остается красивой, обаятельной женщиной, в жизни которой далеко не последнее место занимает любовь.