Так о чем же на самом деле «договорились» Китай с США на G20?
Пекин и Вашингтон отсрочили основное сражение.
По официальной версии делегациям США и Китая на саммите G20 в Аргентине якобы удалось успешно разрешить главную проблему, порядком испортившую отношения между двумя странами. Стороны "пришли к соглашению о завершении введения новых таможенных правил". Обещанное повышение таможенных пошлин на китайский импорт в США, ранее объявленное на 1 января 2019 года, отменено.
Все выглядит так, словно страны действительно сумели найти взаимоприемлемый выход из практически тупиковой ситуации. Даже Трамп назвал результат "экстраординарным", однако тут же сделал небольшую оговорку. Во-первых, введение новых пошлин не отменено, а лишь отложено на 90 дней. Во-вторых, это касается не всех пошлин, а только "второго пакета". Казалось бы, мелочь, однако она в корне меняет все.
Дело в том, что фактически американский президент подготовил не один, а два пакета санкций. Первый предусматривает "с 1 января" повысить таможенные пошлины на весь китайский импорт на 10%. Это в дополнение ко всему уже запущенному в дело в течение текущего года. По второму, еще более жесткому варианту, ставка дополнительного таможенного обложения должна подняться на 25%. Так вот, стороны договорились притормозить лишь второй вариант, тогда как первый задействован все равно будет.
Почему Пекин об этом не говорит? Потому что пока зависимость его экономики от экспорта на ключевой – внутренний американский – рынок слишком близка к критической. Убедить хозяина Белого дома отказаться от всех претензий невозможно. Приходится выбирать из двух зол меньшее. Учитывая трехкратную разницу в торговом балансе, это хоть и неприятный, но, в общем, пока достаточно терпимый вариант.
Вот с остальным дело обстоит гораздо хуже. Упомянутые три месяца Трамп отводит на якобы ожидание от китайской стороны нового, на этот раз уже, безусловно, «справедливого» для Америки предложения. Причем в любом его варианте оно обязательно должно содержать два ключевых пункта. Во-первых, Поднебесная должна "кардинально" увеличить объемы закупки американских товаров. Во-вторых, только продукции сельского хозяйства она обязана брать не меньше чем на 100 млрд долл. Все это, конечно, красиво, если не считать одного небольшого нюанса – этих товаров у самих США банально нет.
Начнем с простого – с продовольствия. Его Америка, в целом, экспортирует примерно на 42-45 млрд долларов в год, из которых непосредственно на Китай приходится менее половины. Таким образом, дело даже не в том, что для выполнения озвученных условий Пекин должен расширить закупки впятеро, сначала непосредственно саму Вашингтону хорошо бы расширить внутреннее сельскохозяйственное производство в 2,5-3 раза. А вот в этом моменте как раз и возникают, мягко говоря, очень большие сомнения.
Нет, когда-нибудь, при очень большом желании и наличии загодя подписанных долгосрочных контрактов, года за 3-4, может быть у него и получится. Однако ни прямо сейчас, ни с первого января, ни даже в течение всего 2019 года, сколько-нибудь заметно нарастить "урожаи" у Америки не получится. От слова совсем.
Аналогичным образом обстоят дела и по всей промышленной продукции в целом. Впрочем, китайское руководство может несколько подправить баланс, например, ценой кардинального расширения доступа корпорации Boeing к своему внутреннему рынку. Но ценой этого неизбежно должно стать резкое сокращение объемов продаж на нем собственных китайских самолетов, а значит, стагнация с таким трудом и огромными затратами созданной всей местной авиастроительной отрасли. Неприемлемость подобного шага для правительства Китая совершенно очевидна.
Еще Трамп во всю принуждает Поднебесную приступить к массовой закупке американских нефти и сжиженного газа, которых у него тоже нет. К тому же Пекин еще в рамках ответных мер на прошлые его действия уже объявил о полном прекращении энергетического импорта из США. Зная особенности китайской политической культуры абсолютно ясно, что и тут КНР отступить не в состоянии в принципе.
А больше Китаю в Америке покупать попросту нечего. Отсюда следует, что выдвинутые Белым домом условия "справедливой сделки" на самом деле являются продолжением старого шантажа, в который он играл с Китаем на протяжении всего нынешнего года. И, к слову сказать, в целом, выигрывал. Как раз благодаря трехкратному превышению китайского импорта над американским. Стороны вроде друг другу пошлины объявили одинаковые, но по объему "получаемых" денег Вашингтон их собирает втрое больше Пекина. Убедившись в работоспособности технологии, хозяин Овального кабинета намерен просто еще больше повысить ставки.
Понимает ли все это китайское руководство? Вероятнее всего, да. Но даже три месяца "под 10%" на товарном потоке в 250 млрд долл, по сравнению с 25% позволяют Китаю сохранить от 9 до 10 млрд долларов прибыли. Это не считая некоторого, сейчас слабо прогнозируемого, но, безусловно, реального падения продаж китайских товаров из-за роста их розничной цены в США. Стоит ли эта сумма того, чтобы еще некоторое время демонстрировать "согласие подумать над новым более привлекательным предложением", полагаю, вопрос сугубо риторический.
Впрочем, эти 90 дней нужны не только им, тем самым Трамп публично озвучил "крайний срок" и для американских корпораций, кто решит оставить китайский рынок и "вернуться домой", или, по крайней мере, просто с него хотя бы уйти.
Ибо потом при любом раскладе американский лидер публично с грустным видом разведет руками: я сделал все, что мог, я проявил чудеса терпения и готовности к диалогу, но они, такие нехорошие люди, оказались к нашим мольбам глухи. И объявит нации о введении "второго пакета санкций". Потому что станет Китай в пять раз больше всего американского покупать или нет - бабушка надвое сказала. Смогут ли сами США резко, в разы, поднять объемы своего промпроизводства – тем более вилами по воде писано.
А вот "еще плюс 25%" гарантированно дадут по меньшей мере 40 млрд долларов дополнительных таможенных поступлений. И не когда-нибудь в будущем, а уже в течение 2019 года. И можно будет снова со всем основанием рассказывать нации о еще одной сокрушительной победе Трампа над Китаем, "который теперь уже точно не может обогнать экономику США"
А самое главное, что состоится сие торжественное шоу "с отчетом об успешно проделанной работе" в четвертом квартале 2019 года, когда гонка за переизбрание на следующий президентский срок будет в самом разгаре, и Трампу разные ощутимые победы потребуются более чем очень.
Но произойдет все это лишь потом, а сейчас президент играет в безграничный торговый оптимизм и терпеливость в ожидании "более справедливого предложения для Америки".