РАФАЭЛЬ САНТИ.
ДОННА ВЕЛАТА ИЛИ ПОРТРЕТ ДАМЫ ПОД ПОКРЫВАЛОМ. 1516 г. Флоренция, галерея Питти.
Это один из самых известных женских портретов Рафаэля. «Донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. Она — редчайший эталон тихой, ничем незамутненной женской красоты.
С холста на нас смотрит прекрасная молодая женщина, ее одухотворенное лицо дышит покоем. Чувствуется любовь и нежность художника. Возможно, что Рафаэль показал свой идеал женской красоты .
Лицо ее спокойно, взгляд устремлен вдаль, на губах еле заметная улыбка, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». В Картине художник использовал белый тон платья, чем подчеркнул молодость, красоту и гармоничное состояние духа женщины. Красиво написанные складки одежды, нежные неброские цвета. Все это только подчеркивает красоту женщины на портрете внешнюю и духовную. От этого портрета веет настоящим покоем .
Во время написания картины Рафаэлю было 32 года, но он уже состоялся, как художник. Большинство исследователей пришли к выводу, что на этой картине изображена Форнарина – легендарная возлюбленная Рафаэля. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из квартала Трастевере. Род деятельности ее отца - булочника (итал. fornarino - булочник) определил её прозвище – Форнарина.
Много интересных историй рассказано об этой загадочной женщине. Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, нетронутых пороком дев, и в первую очередь образ девы Марии.
Согласно одной из версий Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели.
Это было начало романа 30-ти летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл ее своей Психеей -«своей душой». Он не только много раз рисовал ее, он посвящал ей прекрасные сонеты.
«И кисть моя смела, и краски живы,
Но как они мертвы перед тобой!
Как этих нежных лилий, роз отливы
Изобразить с такой красотой?»
Известный историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую Рафаэль любил до самой смерти». Но вокруг этой любви очень много споров и предположений.
Исследователи творчества художника Рафаэля и историки живописи эпохи Возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».