«Мы также поддерживаем идею начала миссии НАТО в Азовском море, чтобы добиться понимания общественностью ситуации в регионе и обеспечить безопасность там. Это то, что нам надо», — заявил он 13 декабря в Брюсселе по итогам переговоров с генсеком НАТО.
А ранее Киев призвал ОБСЕ начать мониторинг Азовского моря, о чем на своей странице в «Фэйсбуке» поспешила сообщить украинский представитель на переговорах в Минске Ирина Геращенко.
«Украинская сторона выразила решительный протест против открытой вооруженной агрессии РФ в Азовском море и призвала СММ ОБСЕ, мандат которой распространяется на всю территорию Украины, немедленно начать усиленный мониторинг акватории Азовского моря и прилегающих территорий, которые должны быть свободны, согласно Минским соглашениям, от тяжелого оружия и техники», — написала она.
В ответ Генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер призвал Украину и Россию избегать провокаций и начать переговоры. А что ему, собственно, еще оставалось? В ЕС к идее, по всей видимости, также отнеслись скептически и, по информации РИА «Новости», считают расширение миссии ОБСЕ в Азовском море проблематичным, учитывая позицию России. А ее ранее обозначил главы МИД РФ Сергей Лавров на встрече со своим немецким коллегой Хайко Маасом.
«Да, он ставил этот вопрос на нашей встрече, высказывал ряд других идей. Я ему объяснил бесперспективность подобных инициатив», — ответил Лавров в ходе пресс-конференции 7 декабря на вопрос о предложении Мааса расширить деятельность миссии ОБСЕ на Азовское море.
Глава российского внешнеполитического ведомства также пояснил, что никто не запретит обсуждать это, но ОБСЕ имеет конкретный мандат, который распространяется на сухопутную территорию Украины.
«В нем даже перечислены области, в которых есть представительство Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Никаких наблюдений и посредников не требуется ни в Азовском море, ни в Керченском проливе. Требуется строго выполнять правила безопасности при прохождении Керченского пролива, как, еще раз подчеркну, это сделали военно-морские катера Украины в сентябре и как они решили не делать 26 ноября. Конечно, нужно строго соблюдать и уважать территориальную целостность Российской Федерации, не нарушать наших законов», — подчеркнул Лавров.
Не добившись расширения миссии ОБСЕ на Керченский залив и Азовское море, Германия и Франция хотят все-таки наблюдать за судоходством в Азовском море.
«Сейчас мы пытаемся, чтобы, по меньшей мере, представители из Германии и Франции могли там наблюдать за проходом кораблей», — заявила накануне канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая в Бундестаге. При этом добавила, что российская сторона заверила о необходимости разумного судоходства в Азовском море, но «за словами следуют поступки».
К «сказочным» сценариям украинских экспертов российские специалисты относятся иронично. Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко напомнил, что Россия по Черному морю ходила еще в Византию.
— Сейчас сложились определенные интересы, механизмы, в которых участвует Россия, например, Организация Черноморского экономического сотрудничества, есть определенные проекты, поэтому заявление, что Россия чего-то захотела в Черном море звучит, по крайней мере, странно.
Если бы Россия вчера объявила себя черноморской державой, тогда бы это было, наверное, так, но Россия с Х века присутствует в зоне Черного моря и за эти десять веков, наверное, должен был бы сложиться определенный стереотип. И он сложился.
— Почему Россия считает бесперспективным расширение мандата ОБСЕ?
— Есть какие-то территории, проекты, которые носят односторонний, двусторонний или трехсторонний характер. То, что предлагают — это попытка интернационализации. Если мы это интернационализируем, то появляются новые факторы, а это усложнение обстановки, но не ее упрощение.
Мы помним о попытках интернационализировать Каспийское море. Они продолжались около 30 лет, и только недавно было подписано соглашение, которое подтверждает, что Каспий является внутренним водоемом приграничных государств. Таких примеров можно приводить достаточно много. Почему Азовское море должно стать исключением, не знаю. Хотелось бы услышать аргументы.
— С этим может быть связано заявления Ангелы Меркель о том, что Германия и Франция все-таки хотят контролировать судоходство в Азовском море?
— Мне кажется, если говорить о контроле, то он вводится для чего-то. Берем ли мы Черное, Азовское или Каспийское моря, в любом случае, речь идет о нормальной хозяйственной деятельности там. Какие основания у Германии выступать в качестве аудитора того, как должна осуществляться хозяйственная деятельность? Я каких-то оснований не вижу. Мы же не претендуем на то, чтобы контролировать судоходство в Балтийском море в зоне, прилегающей к Германии.
— Могут эти заявления быть связаны с последними сообщениями о готовящемся наступлении ВСУ на мариупольском направлении?
— Безусловно. Мы, к сожалению, наблюдаем в информационном пространстве, что все выпады против России или попытки ограничить права России, или навязать ей волю, носят очень скоординированный и синхронизированный характер и, как правило, нельзя брать какой-то элемент изолированно. Как потом выясняется, они между собой связаны.
Можно, конечно, рассуждать, что данные заявления сделаны для отвлечения внимания. Можно предполагать попытки того, что если киевские власти пойдут на обострение военной обстановки против Донецка и Луганска, и, безусловно, там (на Западе — ред.) поддержат Порошенко, то снова вина будет возложена на Россию.
Киевские власти сами порождают насилие и, видимо, ассистируют им США. Все это в конечном итоге создает напряженность и мешает нормальной хозяйственной, культурной деятельности в Европе. Почему западноевропейские страны сами себе создают трудности, это вопрос к ним.