Из ФБ Daria Ezdivala
Я недавно перебирала свои детские фотографии. Больше всего у меня их с новогодних детсадовских утренников. В отличие от остальных девочек, мне партии воздушных звенящих снежинок никогда не доставались. С самого раннего детства фактурой мне была определена только одна роль – круглого румяного красного солнышка. Откуда вообще там взялось солнышко? В таком возрасте вроде топить (в смысле растапливать) Снегурочку ещё рано. “Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слёз” – это же сюжет для средней школы как минимум.
А на более поздних фотографиях есть я в костюме – какая ирония судьбы! – грузинской княжны.
Мой сын ходит в частный садик, поэтому практически лишен всех массовых детсадовских радостей, в том числе и новогоднего утренника. Мы, немножечко излишне энергичные мамаши, в прошлом году решили устроить большой праздник. Написали сценарий, арендовали зал, купили ёлку, костюмы. Решили для массовки объединиться с русской школой, поэтому компания вышла огромная.
-А кто же будет подыгрывать детишкам на фортепиано новогодние мелодии? – задал кто-то в тишине с виду невинный вопрос.
Чувствуя, как надо мной сгущаются тучи, я попробовала встрять
-Может принесем лаптоп и колонки, а я могу скачать все необходимые песенки, а?
-У нас будет профессиональный ди-джей, но детишки не будут успевать за записью, надо чтобы кто-то играл и подстраивался под них по ходу.Тридцать мамаш вопросительно посмотрели на меня. Я про себя прокляла тот момент, когда похвасталась кому-то, что у меня таки есть музыкальное образование и пианино дома.
Когда-то я ходила в музыкальную школу. Из всех учащихся меня выгодно выделяло полное отсутствие слуха и отвратительный голос. Когда я пою, самолёты сбиваются с пути, ускоряется хаотический дрейф континентов и расстраиваются даже цифровые музыкальные инструменты.
Пальцы мои, эти мерзкие отмороженные неторопливые предатели, запутываются в клавишах даже если я играю в до-мажоре (это где играют только белыми). Последовательно от меня отказались две учительницы, передав меня практикантке, только что закончившей консерваторию. Она стояла в учительской иерархии ниже всех, поэтому отказаться от меня не смогла.Но во-первых, моя мама всегда верила в то, что благородная игра на фортепиано – мой единственный шанс выйти замуж (на самом деле не единственный, там было еще плетение кружев фриволите), а во-вторых, у меня с детства совершенно неуемная страсть к предмету "музыкальная литература".
Это где надо слушать музыку и уметь отличать венгерские танцы Брамса от славянских Дворжака, концерты Сибелиуса от картинок Мусоргского.
Я, как старый архивариус, обожаю ковыряться в биографиях композиторов, могу назвать даты жизни практически всех крупных деятелей, знаю, что композитора Кюи звали Цезарь Антонович,а Ратмира в "Руслане и Людмиле" поют женщины, что флорентийскую академию музыки, место, где родилось такое явление как опера, основал родной папа Галилео Галилея. И много еще всего, что мне никогда в жизни не пригодится, тем более сейчас. Когда надо просто сесть за инструмент и показать, зачем, зачем я отдала ему семь лет своей юности.Те, кто знает, каким образом, например, оперный тенор Закари Стейнс держит публику в напряжении, исполняя Геракла (на youtube нужно ввести в строку поиска “Zachary stains hercules” и,спрятавшись ото всех, посмотреть 5-минутный ролик), могут возразить, что исполнение музыки – это еще и большая персональная харизма. Но в моём случае отсутствие базового навыка, плюс специфическая аудитория, практически предопределяли мой провал.
***
И вот настали черные дни. Предстояло разучить 13 песенок и плясок для детского утренника. "Хоровод-хоровод-пляшет-маленький народ" ("тут у нас сейчас собрался всякий разномастный сброд"). Очень много матерных рифм можно придумать на фразу "Мы милашки, куклы-неваляшки".
****
Еще один раз вечером мне позвонили мамаши и, больше ставя меня в известность, нежели любопытствуя, спросили
-Даша, а у нас там в сценарии есть тревожный момент, снеговики украли елку и хотят ее заморозить. Можно нам какую-нибудь тревожную музыку?Вот тут вспоминаются все анекдоты про понятие "смешанные чувства". Вроде бы приятно, что от тебя ждут чего-то феноменального, сложной душе музыканта всегда льстит признание. Вот я сейчас выйду и буквально выдам им всем "Спуск в Нибельгейм" или девятую Бетховена. Причем сразу за весь симфонический оркестр под руководством Павла Когана. А что ногам простаивать? Ими заодно спляшу па-де-де.
Но в реальности это было в тот день, когда выпускница Академии Искусств им.Гнесиных Лотта мне по скайпу сочиняла вторую руку к песенке "Что за дерево такое, вся макушка в серебре".
***
В день концерта я заявилась на сцену с вполне определенным выражением лица, которое берегу исключительно для подчиненных. Оно очень явно сообщало всем
-Здравствуйте, мои дорогие снежинки и гномики, мои сладкие неваляшечки и снеговички, как приятно вас тут всех видеть. Тетя Даша за ночь выпила 18 (восемнадцать) чашек кофе, поэтому, сладенькие мои пупсики, поверьте мне на слово, вы тут все описаетесь со страху, если узнаете, что будет с тем засранцем, который, не дай Бог, не попадет в тетидашин ре-мажорчик. А также с его мамой и папой, которые вырастили такого никчемного поганца. Поэтому, мои маленькие чудовища и кровопийцы, давайте поскорее начнем наш веселый озорной хороводик.
Маэстро Дарья Андреевна практически нигде не облажалась, будем честны, стесняться собственного гения – это в конце концов вульгарно.
Снеговики таки сперли елку под Бетховена (первые аккорды пятой, разумеется, что это могло быть еще?). Бетховен вряд ли оценил бы, но что с него взять, старого глухого пня? Но латвийская полька Лавата! Кто вообще способен также понять музыкальный материал как я? Ну нас таких, от силы двое-трое. Элтон Джон, Ян Лисецкий и я. Был еще Оскар Питерсон, но уже умер. Ансамбль Бурановских бабушек так не танцует Щелкунчика, как я играю польку Лавата. А Летка-Енка? Все предыдущие исполнители, эти жалкие любители канули в реку забвения после того, как на новогоднем детсадовском небосклоне взошла моя звезда.
Согласно Википедии, Лучано Паваротти однажды 165 (сто шестьдесят пять) раз вызывали на бис. Это было в Дойче-опера после исполнения им "Любовного напитка".
Если Бог приготовил для моей жизни кульминацию такого рода, то это, будем смотреть правде в глаза, была именно она.