КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ (1839-1915). "АНГЕЛ НЕИЗРЕЧЕННОЙ КРАСОТЫ"
На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.
Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости.
Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город. «Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней, – писал один из современников. Образ Прекрасной дамы, которая выше земных забот, воплощение идеала женственности сопровождается погружением в любование эстетическими качествами модели, артистизмом исполнения.
Композиционный прием, использованный в портрете, восходит к традициям мастеров эпохи Возрождения (изображение в фас сидящей на троне фигуры). Колористическое решение связывает его с традициями старых западноевропейских мастеров (использование красного и голубого цветов, как символов божественного и земного). Непосредственность, спонтанность изображения, свобода, раскованность и непринужденность позы, захваченное как бы случайно состояние модели – все это роднит портрет с импрессионизмом. А сама форма полотна напоминает форму стенного панно и близка декоративным требованиям модерна.
Выбор холста – узкого, тянущегося вверх – определен движением линии и формы. Роль линии так велика, что возникает ощущение, что фигура словно выкручивается, изгибается, ее силуэт выглядит как причудливая арабеска.
Модель изображена в обстановке мастерской художника, где окружающий ее антураж – узорчатая парчовая драпировка, антикварное кресло в готическом стиле, пушистый ковер под ногами, украшения – часть коллекции, которую Маковский собирал на протяжении всей жизни.
----------------------------------------------------------—Встреча Константина Егоровича Маковского с Юлией Павловной Летковой состоялась на балу в Морском корпусе. Ей шел всего шестнадцатый год, но казалась она старше уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью. Судя по тогдашним фотографиям, она была очень красива. Константин Егорович влюбился с первого взгляда, и не отходил от нее весь вечер.
На следующий день влюбленный «профессор живописи» поспешил пригласить всех к себе — «помузицировать». К ужину Константин Егорович повел юную Леткову под руку и, усаживая ее за стол рядом с собою, громко сказал — так что все слышали: «Вот и отлично... Будьте у меня хозяйкой!». Так началась их помолвка...
Через две недели после вечера на Гагаринской набережной решено было сыграть свадьбу, как только невесте исполнится шестнадцать лет. 22 января 1875 года в Почтамтской церкви состоялось венчание. Невесте было 16, жениху 36 лет.
Судьба послала Юлии Павловне очень долгую жизнь: рожденная в 1859 году, она умерла в 1954 году - в близкое нам время. На долгие годы безмятежного счастья Юленька стала для Маковского идеалом женской красоты. Он любовно вписывал ее в свои картины из боярского быта старой Руси, изображал под видом Флоры и Прозерпины, окружал на картинах детьми, гобеленами и цветами.
---------------------------------------------------------------------
"Портреты жены художника Юлии Павловны Маковской."
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург.Россия.