Но вопрос не столько в затратах, сколько в уровне опасности, создаваемой от размещения в Европе американских ракет средней дальности.
Официально американская сторона заявляет, что не намерена пока размещать в Европе свои наступательные ракеты среднего радиуса действия.
Ключевым словом в данном случае является именно «пока».
К такому словоблудию прибегают американцы, боясь негативной реакции граждан европейских стран, которые явно не в восторге оттого, что Европа может стать объектом целеполагания для российских ракет.
Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, комментируя сложившуюся ситуацию, заявила: «Мы все знаем, что архитектура безопасности после «холодной войны» далека от совершенства и большинство международных соглашений также далеки от совершенства… Но это не повод для того, чтобы двигаться назад и демонтировать то, чего мы достигли до сих пор».
По ее словам, договор РСМД «является одним из ключевых соглашений, которые завершили «холодную войну», способствовали тому, что наш европейский континент стал более безопасным».
«… Нам не нужна новая гонка вооружений в Европе. Поэтому давайте попытаемся превратить нынешний кризис… в возможность не демонтировать, а укрепить договор и продвинуться вперед по пути разоружения».
Но ведь сразу возникает обоснованный вопрос.
А будут ли европейские политики в состоянии противиться давлению Соединенных Штатов, у которых есть давняя, но уже далеко не тайная мечта — сделать европейский театр военных действий основным в случае начала крупномасштабного противостояния с Россией?
И вот здесь американские политики совершают очередную ошибку, недопонимая суть реакции с российской стороны. А она будет сконцентрирована не столько на европейском направлении, сколько на создании новых возможностей для угроз непосредственно территории Соединенных Штатов.
Собственно, основные заделы в этом направлении уже были осуществлены, когда США вышли из краеугольного соглашения о противоракетной обороне. Расчет ими делался на то, что в качестве ответных мер Россия будет вынуждена втянуться в дорогостоящую гонку вооружений, создавая обширную сеть противоракетной обороны по всей стране.
Тогда МИД РФ честно предупредил американцев, что наш ответ будет асимметричным и адекватным. Они не поняли, не поверили или посчитали это неким пропагандистским маневром. В результате у России появились известные новые уникальные системы вооружений, способные гарантированно прорвать систему противоракетной обороны США.
Новые стратегические гиперзвуковые ракетные комплексы размещены за Уралом и таким образом выведены за пределы действия американских ракет среднего радиуса действия. Скорость новых российских стратегических ракет, равная 10 или даже 20 Мах, позволяет размещать их в любой точке земного шара с гарантией того, что они в кратчайшие сроки достигнут территории противника.
Об этих видах оружия уже очень много сказано, не буду повторяться.
«Мы будем вынуждены принимать эффективные меры компенсирующего характера», ― заявил замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
И сейчас, как и в случае с договором по ПРО, никакие конкретные шаги с нашей стороны не афишируются. Общее же направление понятно: создание новых систем вооружений, в том числе основанных на новых физических принципах. Поскольку фундаментальная материальная база для этого уже создана, то речь может идти в основном о ее совершенствовании.
Как стало понятно, В. В. Путин информировал мир далеко не обо всех достижениях российской науки и военно-промышленного комплекса в последние годы.
В 2021 году, как известно, оканчивается срок действия договора СНВ-3, ограничивающего стратегические наступательные вооружения. До сих пор никаких переговоров о его продлении не ведется.
Многое говорит о том, что США не намерены продлевать и его.
Цель всех маневров американских стратегов — использовать положительный для США опыт «холодной войны», когда им удалось втянуть СССР в безудержную гонку вооружений, подорвавшую экономику нашей страны.
На этот раз попытки втянуть нас в новую гонку вооружений сопровождаются реализацией экономических и политических санкций.
Как заявил в ходе выступления на украинском телеканале «Прямой» бывший посол США на Украине, директор Евразийского центра Атлантического совета Джон Хербст: «Мы не хотим, чтобы сильная агрессивная держава имела сильную армию или сильный морской флот».
Итак, два конька, с помощью которых наши противники хотели бы Россию разорить, — это новая гонка вооружений и санкции.
Последние уже показали свою малую эффективность, а по некоторым отраслям, таким как сельское хозяйство, наоборот, дали мощный импульс для нашего секторального развития.
С российской экономикой, опирающейся на рыночную систему, тот опыт экономического истощения СССР посредством гонки вооружений уже не может повториться.
В середине семидесятых годов прошлого столетия я как-то разговаривал с сотрудницей одного из химических НИИ. Женщина занималась созданием веществ с заданными свойствами. Вы не поверите, говорила она, но в нашем НИИ создаются уникальнейшие материалы, каких не существует в мире. Они могли бы произвести революцию во многих отраслях производства.
Но как только получаются конкретные результаты, включая технологию производства, первый отдел накладывает на документацию гриф «Совершенно секретно», что подразумевает возможность использования новых материалов только в интересах обороны. Гражданские отрасли промышленности при этом не могут иметь к ним никакого доступа.
Такой подход к научным разработкам в СССР практиковался повсеместно и во многом затормозил развитие советской экономики. Все, что тратилось в советские годы на войну, в конечном итоге изымалось из реальных экономических ресурсов страны.
Однако говорить о том, что большая часть научных достижений того времени была утрачена, неверно, поскольку уже после развала СССР Россия активно использовала научные наработки того времени, многие из которых не утратили своей актуальности и в наше время. Они во многом позволили нашей стране сделать тот рывок в военном строительстве, который вывел Вооруженные силы Российской Федерации на современный уровень.
Сегодня же большая часть расходов на армию — это не безвозвратная трата ресурсов, а вложения в экономику страны. Благодаря им совершенствуется производство, создаются высококвалифицированные научные кадры, осуществляется технологический прогресс. Предприятия ВПК с их высокой технологической базой ориентируются также на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.
Военная промышленность создает большое количество продукции на экспорт.
В 2018 году он достиг 26 млрд долларов США. Вырученные средства вливаются в экономику страны, равно как и средства, выплаченные армией предприятиям ВПК на закупку новых видов вооружений.
Все это было немыслимо в Советском Союзе, где военная техника если и экспортировалась в «дружественные» страны, то на безвозмездной основе или долги по ней списывались через какое-то время. Это ложилось очень серьезным бременем на экономику страны в целом.
Если брать исключительно военный аспект последствий выхода США из ДРСМД, то наш заокеанский внешнеполитический соперник (но сегодня его уже можно справедливо трактовать в качестве противника и даже врага) явно не окажется в выгодном положении. Для того чтобы Штатам догнать нас в сфере военных технологий, по оценкам экспертов, им потребуется не менее десяти лет.
Правда, существует еще военно-техническая разведка, способная сократить отставание, но, как отметил В. В. Путин в ходе выступления по случаю празднования Дня сотрудника органов безопасности, этот аспект находится в сфере пристального внимания наших спецслужб. И воспользоваться нашими достижениями в оборонной области зарубежным странам будет непросто.
Вместе с тем выход ведущей ядерной державы из договоров о ПРО и ДРСМД имеет серьезные политические и даже геополитические последствия, и не только для США и России, но для всего мира, поскольку может привести к обрушению всей архитектуры контроля над вооружением и нераспространением оружия массового уничтожения.
Из других политических последствий от выхода американцев из этих договоров следует отметить дополнительный рост противоречий между США и их западноевропейскими союзниками, как это следует из цитировавшегося выше выступления Федерики Могерини.
Размещение американских ракет среднего радиуса действия в Европе будет иметь для нее не только военные и экономические последствия, но и серьезно осложнит внутриполитическую обстановку в ЕС, и без того переживающего далеко не самый спокойный период за все время своего существования.
Вероятно, данный аспект, а именно политическое ослабление Евросоюза, также учитывался американскими политическими стратегами, когда рассматривался вопрос о выходе из ДРСМД.
Но, как известно, в современном мире войны в большей степени ведутся не столько на поле брани, сколько в медиапространстве.
Причем западная пропаганда никак не может приспособиться к современным условиям и во многом живет представлениями, какие существовали в середине прошлого века, когда она полностью доминировала в информационном пространстве, а многие советские граждане по ночам, прильнув к коротковолновым радиоприемникам, слушали «вражий голос». «Есть обычай на Руси ночью слушать Би-Би-Си» ходила тогда поговорка.
Сегодня у вас есть какой-нибудь знакомый, что регулярно слушает западные станции? Да их просто невозможно слушать из-за тенденциозности подачи материала и недооценки интеллектуальных способностей потенциальных слушателей, зрителей или читателей.
А вот российскую RT регулярно слушают и смотрят, по некоторым оценкам, порядка 700 млн. жителей западных стран.
Американская официальная пропаганда голословно обвиняет Россию в нарушении условий Договора РСМД и под этим предлогом требует для своих специалистов возможности односторонней инспекции на российских оборонных объектах, ознакомления с новым типом ракет и т. п. И делает это в недопустимой ультимативной манере.
И при этом США считают возможным никак не реагировать на предложение министра обороны С. Шойгу своему американскому коллеге предметно обсудить разногласия по условиям соблюдения ДРСМД.
Чем все это закончится, сегодня предсказать проблематично. Ясно только, что Соединенные Штаты выстраивают новую систему межгосударственных отношений, основанную исключительно на применении силы.
Теряют свое значение международные договоры. США с легкостью выходят из них или просто игнорируют их выполнение, произвольно интерпретируют в свою пользу ряд положений договоров или безосновательно обвиняют в нарушениях другие страны.
Выхолащивается значение и авторитет международных организаций: их членов побуждают принимать несправедливые или пристрастные решения в интересах США или группы западных стран.
Некоторые наблюдатели считают, что подобное развитие ситуации в мире ведет к возникновению глобального политического кризиса. Такие ситуации в прошлом, как правило, разрешались посредством войн.
Только ведь сегодня этот кризис — рукотворный и является реакцией американских элит на прогрессирующую утрату США политического, экономического и военного влияния в мире. Своего рода сочетание комплекса превосходства и неполноценности. Это классика психоанализа.
Стоит ждать дальнейших попыток США балансировать на грани войны и греть руки на разжигаемых по миру пожарах.
Воевать на своей территории (а иначе сегодня никак не получится) Америка не станет, да и не готова к этому.
Ведь даже простая авария в электросети в масштабах одного мегаполиса из-за всеобщей паники в результате разгула насилия, краж и грабежей создает там обстановку, сопоставимую с последствиями бомбардировки.
По оценкам ряда наблюдателей, напряженность в обществе, вызванная внутриполитическими причинами, в Штатах настолько велика, что может даже вылиться в гражданскую войну. Такое развитие событий не исключает и Дональд Трамп в случае попыток оппонентов добиться его импичмента.
Что называется, «Боже храни Америку!», потому что своей агонией она может разнести полмира.
Сергей Кузнецов