48-летний Пол Уилан был задержан сотрудниками ФСБ РФ 28 декабря прошлого года в номере столичной гостиницы «Метрополь», где он встречался с неким осведомителем, который якобы передал ему флешку со списком действующих сотрудников одной из российских спецслужб.
Между тем, брат задержанного Дэвид Уилан утверждает, что Пол является бывшим морским пехотинцем и в российскую столицу приехал по приглашению на свадьбу друга (также бывшего морпеха), который женился на русской девушке. Свадебный банкет, вроде как, должен был состояться в ресторане той самой гостиницы «Метрополь», где Уилан остановился, и где его взяли с «секретной» флешкой.
29 декабря Лефортовский суд Москвы санкционировал арест американца до 28 февраля. А 3 января ему было предъявлено обвинение по статье 276 УК РФ (шпионаж), предусматривающей наказание до двадцати лет лишения свободы.
Как заявил российский адвокат Уилана Владимир Жеребенков, виновным себя его клиент не признает. От комментариев относительно обвинения своего подзащитного он отказался, сославшись на подписку о неразглашении данных следствия.
Американский посол в России Джон Хантсман, насколько известно, имел уже возможность посетить задержанного.
Отреагировал на ситуацию и президент США Дональд Трамп, отметив в эфире Fox News, что в Белом доме «изучают этот вопрос».
Глава Госдепартамента Майк Помпео, в свою очередь, объявил, что Штаты намерены потребовать немедленного освобождения своего гражданина.
Между тем, задержанный Уилан, персонаж, действительно, весьма странный, да еще с «подмоченной» биографией.
Как пишет газета «Взгляд», Пол, как и его брат-близнец, начинал простым полицейским в захолустье штата Мичиган, дослужился там до помощника шерифа, после чего подался в Корпус морской пехоты (КМП).
Несколько раз он ездил в командировки в Ирак, служил на административных должностях в 38-м авиакрыле КМП в звании штаб-сержанта. Там же против него было возбуждено административное дело за растрату, он был с позором уволен из КМП без пенсии и с понижением в звании до рядового.
Примечательно, что в 2006 году, еще служа в Ираке, Уилан провел две недели своего отпуска в Москве. Он немного говорит по-русски. И у него даже был аккаунт в российской социальной сети «ВКонтакте», которую никто, кроме россиян, практически не использует.
Между тем, есть версия (главным образом, рассматривается американскими СМИ), что экс-морпеха арестовали вовсе не за его «шпионские штучки», а для обмена на россиянку Марию Бутину, томящуюся почти год в американской тюрьме.
Правда, в МИД РФ такую постановку вопроса считают преждевременной.
Как заявил замглавы ведомства Сергей Рябков, «ситуация с гражданином США и ряда других стран Полом Уиланом развивается в строгом соответствии с требованиями нашего законодательства, а также в соответствии с нашими обязательствами двустороннего свойства, касающимися обеспечения консульского доступа к гражданину указанных стран».
По его словам, «вопрос очень серьезный, он касается разведывательной деятельности в нарушение требований российского законодательства».
Комментируя версии о том, что задержание Уилана было осуществлено для последующего обмена на задержанных в США россиян, Рябков сказал, что не видит никаких причин «ставить вопрос в плоскость тех или иных обменов и разменов».
«Мы должны пройти все процедуры, которые необходимы в этой ситуации», — подчеркнул замглавы МИД РФ.
Вместе с тем, профессор МГУ, член научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло не исключает как раз того, что Уилана постараются обменять на россиянку:
— Если американца, действительно, взяли на сеансе агентурной связи — т.е. при передаче каких-то засекреченных списков, составляющих гостайну, из рук в руки, то у следствия есть достаточно оснований для того, чтобы засадить его за решетку лет на десять, а то и больше.
Кстати, то, что он использовал социальные сети для завязывания оперативных контактов с людьми осведомленными, либо даже секретоносителями, это один из типичных разведывательных приемов.
Можно сказать, что стиль деятельности этого Уилана, как раз характеризует его, скорее, как кадрового сотрудника спецслужб. А не любителя пообщаться через социальные сети, или просто человека любопытного, собирающего информацию. Русофила, как он себя представлял.
Почерк работы у него, можно сказать, характерный для кадрового разведчика, имеющего специальную подготовку. Это первое.
Что касается заявления Рябкова, то учтите: прежде всего, он очень опытный кадровый дипломат. Заявления, которые делает, носят сугубо взвешенный характер, и говорит Рябков максимум того, что сейчас может озвучить.
Понятно, что если этого шпиона взяли, и взяли на сеансе агентурной связи, то дело это самостоятельное.
Другое дело, если Уилан уже давно был под колпаком у наших спецслужб. Его могли взять на этом сеансе агентурной связи. Могли, допустим, через годик. Если известны его контакты, могли подвести к нему свою агентуру, и через эту агентуру провести парочку операций по дезинформации.
Раз он интересовался списками сотрудников разного рода организаций и предприятий, можно было ему за приличное вознаграждение передать, условно говоря, «секретные списки кремлевских экспертов» из передачи «Время покажет», например, на Первом канале, или из «Места встречи» на НТВ. Он бы на этом мог заработать какое-нибудь повышение по службе.
Но раз такая ситуация с Бутиной произошла, то вполне возможно, было принято решение реализовать эти материалы именно сейчас. И именно с перспективой дальнейшего обмена.
Так обычно и действуют. Если берут кого-то там, берут обязательного кого-то здесь. И потом проводят операцию обмена.
РЕКЛАМА
Но для того, чтобы провести эквивалентный обмен, необходимо, конечно, доказать в суде вину этого самого Уилана. То есть, суд должен вынести приговор.
А светит ему лет пятнадцать-двадцать, такой же примерно срок грозит и Бутиной…
«СП»: — Значит, любой торг возможен только после вынесения приговора?
— Торг и, по крайней мере, сигналы о готовности провести обмен, могут осуществляться и раньше. Но редко когда идут на обмен до того, как вина доказана. Суд в любом случае должен состояться. Потому что суд может не принять доказательства, предоставленные обвинением, если они, допустим, добыты с нарушением процедуры и носят неочевидный характер. Тут много разных вещей…
Плюс внешнее давление, которое оказывают власти тех стран, гражданином которых этот человек является.
Но когда ситуация становится абсолютно однозначной, что он сядет и сядет на определенное количество лет, вот тогда разговор об обмене из стадии проработки различных вариантов переходит в конструктивную, прагматичную, практическую плоскость.
Кроме всего прочего, если он задержан и осужден как шпион, то для того, чтобы его обменять, надо амнистировать. А это еще одно заседание суда.
«СП»: — Но помимо Бутиной, в американских тюрьмах находятся и другие наши граждане: Константин Ярошенко, Виктор Бут, с недавних пор еще Дмитрий Макаренко, которого задержали в конце года на Сайпане и этапировали во Флориду. И это далеко не полный список…
— Все дело как раз в биографии. Бутина, строя карьеру от Барнаула до Вашингтона, устанавливала контакты, а потом пользовалась покровительством большого количества чиновников. Сначала российских, а потом — зарубежных.
И в основном это чиновники из числа членов Республиканской партии, то есть, близких к нынешней верхушке власти. А «зацепили» ее демократы.
Сама по себе Бутина не интересна никому. Но она умудрилась попасть в историю, которая по американским законам квалифицируется как создание шпионской сети и шпионская деятельность. Это помимо лоббизма незаконного.
И за это ей там грозило несколько раз по пятнадцать лет. Потому, видимо, она и пошла на сделку со следствием, что поняла — никто ее спасать не будет.
И вот если в рамках этой сделки со следствием она признается в том, что была «координатором шпионской сети» (созданной ГРУ, ФСБ, СВР — неважно), а потом начинает называть определенные фамилии, то это, как минимум, будет являться основанием для того, чтобы эти люди мгновенно попали под санкции. Как максимум, поднимется большой вой по поводу того, что Кремль опутал всю территорию США своими шпионами.
Поэтому Бутина в этом отношении персонаж интересный.
«СП»: — Но судебное заседание, где она согласилась на сделку со следствием, уже прошло…
— Да, судебный процесс прекратился в отношении нее. Только сделка у нее настолько жёсткая, что она не имеет права отказываться от однажды данных показаний. То есть, она потом не может сказать, по условиям этой сделки, что ее заставили, принудили или запугали.
Интересует не Бутина, интересуют связи Бутиной. Которые сейчас, естественно, все под ударом.
К слову, Торшин (Александр Торшин, экс-сенатор, крупный финансовый чиновник, являлся также членом общественного движения «Право на оружие», основанного Бутиной в 2011 году - ред.) буквально в тот день, когда Бутина заявила, что готова на сделку со следствием (а надо сказать, она сидела там полгода и отказывалась, надеясь, что кто-то ее вытащит), объявил, что уходит на пенсию. В 65 лет.
И там идет целый ряд фамилий… И американских республиканцев тоже…
Бут в этом отношении «божий одуванчик». Ему инкриминировали только незаконные операции по переброске оружия в разные «горячие точки». К тому же, он отказался от сделки со следствием. Потому и просидел уже десять лет, и Бог знает, сколько будет еще сидеть.
То же самое и Ярошенко.
А Бутина согласилась. Поэтому ее сейчас надо как можно быстрее «выдернуть» оттуда, пока она чисто по своей простоте душевной не начала рассказывать о людях, от которых принимала знаки внимания.
«СП»: — Есть же, вроде, договоренность о ее скором возвращении на родину. Ее американский адвокат об этом говорил…
— Да, адвокат ее говорил, что, возможно, будет возвращение. И отец Бутиной сказал, что очень надеется на ее скорое возвращение.
Однако никто ее на родину просто так не отпустит. Это, опять-таки, желание адвоката и желание отца. Но судья Дебора Робинсон ничего об этом не говорила.
И программа защиты свидетелей не предполагает возвращение на родину, она предполагает смену места жительства, изменение внешности и новый паспорт.
Эту девушку будут держать очень долго на поводке.
Сейчас в связи с этим скандалом всплыл только Торшин. Первоначально он посылал Бутину в Штаты устанавливать контакты и организовывать встречи с видными республиканцами. Но девушка контактная, знакомств здесь, в России, имела очень много. И представьте себе ситуацию, что все эти ребята сейчас сидят и гадают: выдаст их Бутина или не выдаст.
А у многих зарубежные активы и прочие вещи… То есть, очень удобная ситуация для шантажа…
Но если будет гарантия того, что Бутина вернется, и что ее сделка со следствием приостановится, то тогда обмен пройдет очень быстро. Уилан получит свои лет двадцать. На следующий день состоится суд, его амнистируют и быстро обменяют.
Именно так обменяли в свое время Скрипаля на наших нелегалов. В 2007 году его взяли, через год он сел по обвинению, а в 2010 его быстро амнистировали и буквально за несколько дней отправили туда. А наших нелегалов переправили к нам.
Поэтому, в принципе, такой поворот возможен. Но, в моем представлении, это мера запоздалая. Надо было это делать до того, как Бутина согласилась на сделку со следствием.
Теперь она — «лакомый кусочек», ее можно крутить и так, и сяк. Как «инструмент» нагнетания страха на всех наших «партнеров» она просто непревзойдённый вариант.
Поэтому, я думаю, американцы и сцапали этого Дмитрия Макаренко на островах буквально на следующий день — чтобы иметь возможность обменять на Уилана.