В этот момент Порошенко допустил ошибку. Ему, безусловно, было необходимо добивать Тимошенко, окончательно вытесняя её из политики. Уровень политической поддержки и реальные возможности Петра Алексеевича в 2014 году позволяли сделать это (если, конечно, действовать аккуратно). Саму Тимошенко сажать было нельзя, но можно было последовательно бить по её немногочисленным оставшимся соратникам, делая её токсичным политическим активом, лишая поддержки бизнеса и политической элиты.
Конечно, на месте маргинализированной Тимошенко выросла бы другая оппозиция, появился бы другой лидер. Но украинские политики хорошо знают, что нет опаснее политического противника, чем Юлия Владимировна. На пути к цели она не останавливается ни перед чем, борется с завидным упорством и стоит до конца даже в безнадёжной ситуации.
Из сегодняшних альтернативных Порошенко (который пока не выдвинулся) кандидатов никто, кроме Тимошенко, не смог бы собрать в одном зале столь представительное собрание. Вернее Зеленский смог бы, но только на концерте, а не на партийном съезде.
К Тимошенко пришёл только что одаренный «томосом» Филарет, вновь провозгласивший себя «патриархом». К Тимошенко явился уже выдвинувшийся кандидатом в президенты Валентин Наливайченко. Обе фигуры важны и символичны. Оба отлично ориентируются в хитросплетениях киевской политики и всегда держат нос по ветру. Оба ориентируются на США (Наливайченко и вовсе давно завербован ЦРУ). Оба пользуются авторитетом в среде радикалов. Их появление на съезде должно показать сомневающимся, что у Тимошенко есть неформальная поддержка США и что в критической ситуации у неё может появиться собственный силовой ресурс в лице тех самых радикальных группировок, на которые ориентирована избирательная кампания Петра Порошенко.
Съезд — хорошо организованная психическая атака на окружение Порошенко. Людям, делающим ставку на владельца «томоса», демонстрируют, что эта карта бита, что все матёрые, осведомлённые, всегда поддерживающие победителя украинские политики ушли к Тимошенко. Это технически хорошо исполненная попытка расшатать единство группы поддержки Порошенко, посеять в его окружении неверие в победу и недоверие друг к другу, стимулировать перебежки и предательство. В идеале Петра Алексеевича пытаются лишить ресурса не только для победы на выборах, которые он проиграл ещё до их начала, но и возможности, опираясь на административный и силовой ресурс, сфальсифицировать их результаты.
Ситуация, однако, не так проста для Тимошенко, как может показаться на первый взгляд. Она не может победить в один тур, рейтинг явно недостаточен, а резко нарастить его невозможно — все сколько-нибудь существенные группы избирателей уже окучиваются другими кандидатами. Проблема второго тура, если в нём не будет Порошенко, для Тимошенко существенна. Её предвыборная программа полностью ориентирована на борьбу против Порошенко, резко менять тезисы и на ходу в сжатое время перестраиваться для открытия кампании против нового противника очень сложно.
Между тем любой вышедший во второй тур претендент просто заменит в своих агитационных материалах фамилию Порошенко на Тимошенко и совершенно естественно продолжит информационную кампанию. Юлия Владимировна и Пётр Алексеевич во власти уже давно, занимали ключевые посты, последовательно поддерживали прозападную ориентацию и оба Майдана, так что полностью несут ответственность за проблемы страны.
Тимошенко пытается вывести во второй тур спойлера, который сдаст ей выборы. Но если спойлер внезапно получает поддержку избирателей и становится фаворитом, он прекращает быть удобным мальчиком для битья и становится опасным соперником.
Ещё одна проблема Тимошенко заключается в том, что с момента переворота 2014 года антимайданные силы выдавлены из политики, и Майдану больше нет необходимости консолидироваться. Между его представителями идёт жёсткая внутривидовая борьба. Это значит, что во втором туре консолидация может произойти только против Порошенко, которого ненавидит вся страна. Если Порошенко во второй тур не проходит, то каждый играет за себя, а майданные силы дробятся. Более того, в такой ситуации возможна консолидация избирателей против Тимошенко, которая является не только носителем самого высокого президентского рейтинга, но и второго по значимости антирейтинга. Парадокс, но два признанных фаворита избирательной кампании являются одновременно наиболее ненавидимыми политиками Украины.
Третьей проблемой Тимошенко является то, что в любом случае нынешние выборы нельзя выиграть чисто. Подсчёт голосов обеспечивается только с помощью силового ресурса. Но задействование силового ресурса обеими сторонами может спровоцировать спонтанные столкновения их сторонников, что на руку Порошенко, так как он сможет обвинить оппозицию в срыве выборов, решив, таким образом, проблему продления своей власти и получив возможность оправдаться перед Западом путём обвинения оппозиции в срыве выборов.
Наконец четвёртая, и самая важная, проблема, которая встанет перед любым украинским политиком, победившим на выборах, — что потом? В процессе выборов социально-экономические ожидания, надежды на резкое улучшение жизни возрастут. При этом значительная часть доступного ресурса будет поглощена выборами, а за поддержку с группами влияния необходимо будет расплачиваться. Добыть необходимый ресурс можно только за счёт экспроприации политических противников или за счёт народа. Оба пути ведут к дальнейшей дестабилизации, которая на определённом этапе перерастает либо в стихийный народный бунт, на подавление которого у власти может на хватить ресурса, либо в жёсткое столкновение элитных группировок.
Так что президентом мало стать. Власть и страну ещё удержать надо, а пространства для манёвра нет, и ресурс, как политический, так и материальный, исчерпан. В общем, это тот случай, когда неизвестно, что хуже — поражение или победа.
Но Тимошенко так же маниакально желает стать президентом, как в своё время желал Порошенко, так что за свой последний шанс она будет биться до конца, не только собственного, но и страны. К Порошенко это тоже относится.