Российские элиты никак не влияют на события на Украине. На мой взгляд, основная тенденция — невмешательство. Мол, правящий режим сам себя уничтожит, а общество и элиты созреют для интеграции с Россией.
Донбасс поддерживается на уровне, исключающем его захват украинскими войсками. Донбасс — составная часть Украины, и надо выполнять Минские соглашения. Военное вмешательство России в дела Украины исключается.
Запад в лице США создал из Украины плацдарм давления на Россию в своем геополитическом противостоянии с ней, полностью подчинив себе украинские властные структуры, элиты и бизнес.
Украина стала тараном против России в создании на ее границах очагов напряженности и втягивания России в прямой вооруженный конфликт с Украиной.
Запад рассматривает Украину как подчиненную себе отторгнутую часть русской цивилизации и не собирается возвращать ее в сферу влияния России.
При таких условиях возможны следующие сценарии будущего Украины.
Сценарий 1 «Медленное загнивание»
Украинская власть остается неизменной и управляется из США, экономика страны продолжает падать, а население покидать Украину.
Русофобская политика властей продолжается, нацистский режим усиливается, возможные протесты подавляются правоохранителями и бандами боевиков, на Донбассе и на границе с Россией периодически происходят военные провокации без развязывания серьезного военного конфликта, Россия заявляет протесты и не более того.
Конфликт на Донбассе окончательно переходит в «замороженную» стадию с периодическими перестрелками на линии соприкосновения. Россия не признает республики Донбасса, но продолжает их поддерживать, не предпринимая серьезных шагов по восстановлению их экономики.
Запад поддерживает экономику Украины и не допускает «голодных бунтов» и дефолта страны. Это может продолжаться десятилетиями.
Государственные институты постепенно деградируют, экономика Украины падает до предела, при котором невозможно обеспечить функционирование органов управления государством и удовлетворение минимальных потребностей населения.
Начинаются массовые протесты, региональные элиты перестают подчиняться центральной власти, она теряет рычаги управления страной, из боевиков создаются частные армии, и начинается война «всех против всех».
Завершается все это военным переворотом и установлением временной диктатуры одной из группировок. По всей видимости, неизбежно введение международного миротворческого контингента.
Существование Украины как единого государства прекращается, решается вопрос о ее разделе по югославскому сценарию.
Украинские территории переходят под российское и западное влияние. Переход всей территории Украины под российское влияние практически исключен.
За это время вырастет новое поколение, воспитанное на лютой ненависти ко всему русскому, и его даже силой невозможно будет удерживать, да и США не допустят этого.
По внешним признакам к такому сценарию склоняются сегодня элиты России, США, и украинские элиты это также устраивает. Этот процесс очень длительный, территории, попавшие в итоге под российское влияние с нищим и обозленным населением, потребуют колоссальных финансовых вливаний и длительной «реабилитации» доведенного до крайности населения.
По состоянию дел на Украине и действиям России и США такой сценарий развития ситуации на Украине пока наиболее вероятен.
Сценарий 2 «Украина присоединяется к Донбассу»
Государственные и идеологические основы русофобского государства Украина должны быть переформатированы, и созданы условия для сборки на этой территории нового государственного образования (или образований) на принципиально ином фундаменте.
Политическим путем сместить правящий режим на Украине невозможно. Для этого нужны другие механизмы, позволяющие достичь такой цели.
Одним из них может быть непокоренный Донбасс в качестве плацдарма для начала переформатирования Украины как признанная всеми, включая Россию, часть Украины, неподконтрольная киевским властям.
Он может стать центром распространения новой идеологии на всю Украину и точкой сборки новой государственности.
На этой территории возможно начало процесса формирования механизмов и средств давления на правящий режим Украины и создание, по крайней мере на первом этапе, от имени прилегающих к Донбассу регионов альтернативных Киеву органов власти.
На территории республик действует своя избранная народом власть, сформированы государственные органы управления, обеспечивающие жизнеспособность региона, созданы правоохранительная и судебная система, сформирована и проверена в боях армия, отстоявшая независимость республик.
То есть имеются практически все атрибуты государственности и юридические основания для борьбы за власть над всей Украиной.
На базе республик от имени Донбасса и прилегающих к нему регионов может быть сформировано правительство альтернативной Украины «в изгнании».
С этой целью представители Донбасса и прилегающих к нему регионов могут провести в Донецке «учредительную конференцию» альтернативной Украины и создать такой орган власти, претендующий на распространение своего влияния на всю украинскую территорию.
В перспективе это позволит организовывать систему «двоевластия» на Украине, тем более что легитимность правящего режима после переворота уже и на Западе вызывает много вопросов.
Альтернативная власть должна добиваться признания себя стороной переговоров с киевским режимом и формулировать условия будущего втраны.
Имидж Донбасса как сепаратистского анклава, ведущего военные действия за отделение от Украины, необходимо трансформировать.
Он должен восприниматься как территория формирования сил, способных освободить украинских граждан от нацистского режима и сформировать дееспособные государственные структуры.
Переход и присоединение регионов Украины на сторону альтернативной Украины на определенном этапе, когда развал украинской экономики достигнет пика, может принять лавинообразный характер.
С этой целью из непризнанного Донбасса надо делать витрину благополучия, социального и экономического подъема, возрождения промышленности. Для этого потребуется политическая воля российских элит и финансовые вложения.
К сожалению, пока этого нет, состояние экономики республик и жизненный уровень населения с каждым годом становятся все хуже и продвижение кремлевскими кураторами на пост главы ДНР Пушилина только подтверждает, что они пока не собираются ничего менять на Донбассе.
Сформированная таким образом альтернативная власть Украины может добиваться международного признания, расширять свою сферу влияния на другие регионы и выступать от имени населения значительной территории страны.
Легитимность правящего режима можно серьезно подорвать непризнанием результатов выборов президента, и поводов для этого будет более чем достаточно.
При катастрофическом падении уровня жизни населения авторитет киевской власти неизбежно будет падать, и население будет искать ей альтернативу.
При определенных условиях корпуса республик при поддержке «северного ветра» могут начать освобождение территории Украины и установление новой власти в Киеве.
Сценарий 3 «Заключение общественного договора на Украине»
На Украине сегодня нет объединяющей всех идеи. Объединить людей может только общая цель, признаваемая и поддерживаемая подавляющим большинством населения. Таких идей украинскому обществу пока не предложено.
Правящий режим, игнорируя особенности Украины, население которой является полиэтническим по своему составу с региональными историческими, религиозными, ментальными, языковыми и социокультурными особенностями, наоборот, установил в стране режим насилия, ставший главным инструментом построения моноэтнического государства, который разделяет, озлобляет и ущемляет интересы граждан.
Объединяющей украинское общество идеей может стать установление мира, прекращение всех видов насилия и восстановление экономики для повышения уровня жизни граждан.
Украинские элиты в принципе не могут предлагать и отстаивать это, поскольку вся их власть построена на насилии.
Эту функцию могут взять на себя общественные институты, представленные гражданами Украины, проживающими на Украине, Донбассе, России и странах Европы, придерживающимися разных взглядов, но готовыми и способными начать общественный диалог по поиску компромисса.
Именно они могут садиться за стол переговоров и искать пути прекращения насилия и противостояния, формировать «снизу» на Украине и за рубежом общественное мнение и повестку дня по переформатированию Украины хотя бы в нейтральное государство.
В основу может быть положена концепция создания на Украине полиэтнической общности в противовес моноэтнической украинской нации, прекращение этнического, религиозного, языкового насилия, формирование общественно-политической среды, способствующей падению правящего режима и установлению мира и согласия в стране.
Результатом этой деятельности может быть общественный договор прекращения противостояния, который поддержит подавляющая часть населения Украины.
На этой основе могут быть сформированы новые элиты и в перспективе политические силы, способные отстранить тем или иным путем правящий режим и начать переформатирование Украины.
Процесс этот длительный и потребует усилий и объединения здравомыслящей части украинского общества, кропотливого согласования условий примирения разных регионов, разработки механизмов переформатирования государственных институтов, проведения денацификации, подготовки условий «пересборки» государства на новых принципах, разработки и принятия новой конституции.
Этот путь позволит или договориться о мирном проживании в одном федеративном (конфедеративном) государстве, или выработать условия раздела не по югославскому, а по чехословацкому варианту по линиям цивилизационных и этнополитических разломов.
Непредсказуемые сценарии
Все предыдущие сценарии имеют место быть при условии сохранения сегодняшней ситуации на Украине и не меняющейся позиции России и США по украинскому вопросу. В реальности ситуация может существенно измениться как на Украине, так и в мире.
Потенциально на Украине может произойти:
— военный переворот и попытка захвата власти экстремистами;
— под давлением США попытка серьезного военного конфликта на Донбассе или на границах России;
— дефолт Украины и стремительный развал экономики и государственных структур.
Также могут иметь место международные события, в результате которых Россия и США изменят свое отношение к Украине.
1. Россия решит все вопросы по возможной блокаде Запада (введение в строй «Северного потока — 2» и «Турецкого потока», создание и внедрение собственной расчетной системы вместо международной SWIFT, организация в России производств, критичных для российской военной техники из-за поставок с Украины, реализация необходимых программ по развитию вооружений российской армии и т. п.) и примет решение по закрытию вопроса Украины.
2. В США в результате внутренней борьбы между республиканцами и демократами придут к выводу прекратить поддержку Украины и бросят своих марионеток, как это они сделали в Сирии.
3. Мощный мировой экономический кризис заставит Запад отказаться от использования Украины в качестве средства давления на Россию.
4. Глобальное противостояние между США, Евросоюзом, Россией и Китаем сформирует новые отношения, в которых Украина может стать разменной монетой при принятии решений по другим международным проблемам.
На все эти события, естественно, будет реакция России и Запада, и дальнейшие события на Украине могут развиваться совершенно по другим сценариям, и к этому надо быть готовыми.
Юрий Апухтин