Именно в этой области существовали и существуют разногласия. Франция призывала создать европейскую армию, однако эту инициативу в Германии поддержали далеко не сразу. В новом договоре о ней ничего не сказано, лишь отдельно прописана обоюдная готовность отвечать на военную агрессию третьей стороной — аналог 5-й статьи устава НАТО и 42-й статьи Договора о Европейском союзе.
В то же время Берлин и Париж договорились разработать совместные правила для экспорта вооружений. Это уже само по себе является прогрессом, учитывая, что Германия не так давно заявила о прекращении экспорта оружия в Саудовскую Аравию, а Франция не отказалась от военных поставок Эр-Рияду.
Сотрудничество перед лицом Brexit
В своем выступлении в Ахене Ангела Меркель назвала "особенным днем" для ФРГ и Франции подписание нового соглашения о сотрудничестве между обеими странами. Как считает Меркель, Ахенский договор "заложит фундамент для взаимодействия" двух стран.
"Мы подчеркиваем намерение сообща отвечать на серьезные вызовы нашего времени", — сказала канцлер. Она отметила, что в свете многочисленных войн, которые вели на протяжении долгого времени Германия и Франция, дружба между ними не является чем-то само собой разумеющимся.
Меркель указала на то, что Европу 56-летней давности, в эпоху, когда в 1963 году Конрад Аденауэр и Шарль де Голль подписывали Елисейский договор о дружбе между Германией и Францией, "нельзя сравнить с нынешней Европой". "Впервые в лице Великобритании Евросоюз покидает одна из его участниц, все чаще в мире ставится под вопрос многостороннее сотрудничество", — сказала она.
Все это, по мнению Меркель, требует ответа Европейского союза и обновления германо-французской кооперации. Канцлер заверила, что приложит все силы для того, чтобы "наполнить жизнью" новое соглашение. По ее словам, подписание документа является лишь началом пути.
В конце своего выступления канцлер провозгласила: "Да здравствует германо-французская дружба!"
Встречаясь затем с немецкими и французскими школьниками, Меркель заметила: "Этот день потребовал от нас немного больше смелости".
Европа как щит
Заключение двустороннего соглашения о сотрудничестве открывает новую страницу в отношениях Франции и Германии, считает в свою очередь Макрон. "Это важное соглашение, которое открывает новую главу в сотрудничестве двух стран", — сказал он после подписания документа. Он заявил, что "единство, солидарность и сплоченность — ключевые принципы договоренностей".
"Brexit, национализм, миграция, климатические изменения, терроризм сотрясают Европу", — подчеркнул французский лидер. Франция и Германия, по его словам, "сознают свою ответственность и указывают путь". "Новое соглашение дает нам инструменты для реагирования на эти вызовы", — сказал Макрон.
Он отметил, что документ предусматривает "последовательное сближение обществ, укрепление сотрудничества приграничных областей".
Президент Франции подчеркнул приверженность Берлина и Парижа расширению и укреплению сотрудничества в Евросоюзе, в том числе в сфере обороны. "Наш долг сегодня вместе с Германией сделать Европу щитом для защиты наших народов в условиях происходящих в мире изменений", — сказал Макрон.
Президент счел необходимым адресовать строгое предостережение критикам договора. "Те, кто забывают ценность мира и распространяют ложь, становятся тем самым соучастниками преступлений прошлого, — считает он. — Я предпочитаю смотреть нашей Европе прямо в глаза и укреплять ее, чтобы защитить наши народы. Именно это мы делаем подписанием Ахенского договора".
"Не надо быть наивными"
Отдельные статьи договора вызвали между тем вопросы у французских политиков. Это, в частности, касается 4-й статьи, в которой стороны договорились учредить франко-германский совет по обороне и безопасности. Создаваемый для координации осуществления взаимных обязательств, он будет собираться на самом высоком уровне с регулярными интервалами.
Разноречивые отклики вызвала и статья 5-я о намерении расширить сотрудничество между внешнеполитическими ведомствами. Договор предполагает обмены дипломатическим персоналом. Такие обмены будут, в частности, касаться постоянных представительств в ООН, НАТО и Евросоюзе.
В 8-й статье Париж и Берлин обязались "продолжать усилия, чтобы довести до конца переговоры о реформе СБ ООН". "Принятие Германии в постоянные члены Совета Безопасности является приоритетом франко-германской дипломатии", — говорится в договоре.
По словам почетного депутата парламента Франции, входившего в состав его комиссии по иностранным делам, Тьерри Мариани, хотя речь не идет о том, чтобы поделить с Берлином место Франции в Совете Безопасности, "учет чужого мнения не делает вас свободным". На вопрос, должен ли Париж содействовать расширению СБ ООН и приему в круг его постоянных членов Германии, Бразилии, Японии, Индии, Мариани заметил, что "предпочитает, чтобы у Франции, как при генерале де Голле, был в Совете Безопасности один голос из пяти, а не один из десяти".
"Германия получила очень много по этому договору, — говорит Тьерри Мариани. — Но что получила Франция? Ничего". "США, Германия — наши лучшие друзья и союзники, но не надо быть наивными", — предостерег политик.
Голоса сомнения вызвала и статья 13 о трансграничном сотрудничестве, наделяющая региональные власти правом "устранять препятствия для реализации трансграничных проектов, в частности, в экономической, социальной, природоохранной, санитарной, энергетической и транспортной областях".
Планируется увеличить количество двуязычных франко-немецких школ и гимназий, в которых можно будет получать аттестат о среднем образовании как по германской системе, так и по французской. Также стороны планируют создавать в приграничных регионах больше промышленных и научных кластеров общего пользования.
Посягательство на суверенитет
Депутат Национального собрания (нижняя палата парламента) Марин Ле Пен потребовала созыва Конституционного совета в связи с подписанием франко-германского договора, который, по ее мнению, не соответствует основному закону Франции. Она считает, что договор "посягает на суверенитет государств", фактически "разделяя место Франции в Совете Безопасности" и устанавливая "совместное управление в Эльзасе".