— Аликбек Джекшенкулович, как мы понимаем, в текущем году ожидается государственный визит президента России Владимира Путина в Бишкек. Каким вопросам двустороннего сотрудничества будет уделено первостепенное внимание? Какие мероприятия запланированы в рамках государственного визита? В каких областях планируется подписать соглашения?
— Прежде всего, хотел бы выразить признательность за предоставленную возможность общения на площадке информационного агентства ТАСС. Отношения между нашими странами вышли на качественно новый уровень союзничества и отвечают долгосрочным национальным интересам Кыргызстана и России. Только за прошлый год состоялись три официальные встречи между главами государств двух стран Сооронбаем Жээнбековым и Владимиром Путиным. По приглашению президента Кыргызской Республики (КР) в марте текущего года планируется государственный визит президента России в Кыргызстан. В настоящее время даты проведения, программа, повестка дня и мероприятия визита находятся на стадии согласования сторон.Для нас архиважно обсудить с российской стороной, как главным союзником, углубление военно-политического сотрудничества, укрепление взаимодействия в области обеспечения безопасности в Центральной Азии, противодействия новым вызовам и угрозам, возникающим со стороны Афганистана и спящих террористических ячеек в регионе. Выработать совместные практические действия по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом в Ферганской долине.
На наш взгляд, насущным вопросом является создание условий для повышения уровня двустороннего торгово-экономического сотрудничества и двусторонних отношений. Мы заинтересованы в российских инвестициях, в приходе российских бизнес-кругов не только больших компаний и крупных корпораций, но среднего и малого бизнеса.
Кыргызстан предлагает продвижение совместных проектов в области инфраструктурного строительства, транспорта, коммуникаций, энергетики, сельского хозяйства, железных и автомобильных дорог, развития агропромышленного комплекса на взаимовыгодных условиях.
Сейчас в проработке находится большой пакет двусторонних документов, направленный на реализацию проектов в военной, экономической, миграционной и правоохранительной сферах, межрегионального сотрудничества, укрепления внешнеполитического взаимодействия.
— Какие еще визиты планируются в ближайшее время?
— В последние годы между двумя странами сложился достаточно интенсивный уровень взаимных визитов на высшем и высоком уровнях. Буквально на днях в рамках проработки госвизита президента РФ Владимира Путина в КР, 3–4 февраля состоится официальный визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Кыргызстан.
28 февраля в Бишкеке состоялось заседание кыргызско-российской межправительственной комиссии, которую с российской стороны возглавил заместитель председателя правительства РФ, руководитель аппарата правительства РФ Константин Чуйченко.
В рамках государственного визита также планируется проведение в Бишкеке заседания кыргызско-российской межправительственной конференции с участием бизнес-сообщества двух стран. Мы открыты к диалогу и сотрудничеству, и нас радует, что Россия тоже всячески поддерживает наши совместные идеи, предложения.
— В настоящее время сохраняющиеся в Афганистане вызовы и угрозы безопасности для центральноазиатских государств требуют принятия мер противодействия терроризму. Министр обороны России недавно заявил о необходимости укрепления российских военных баз в Таджикистане и Киргизии. В Канте в 2003 году по просьбе властей Киргизии была открыта российская военная база. Недавно РФ предприняла шаги по укреплению военной составляющей авиабазы. На ваш взгляд, есть ли сейчас необходимость в открытии второй российской базы на юге Киргизии?
— Нас беспокоит ситуация в Афганистане, где нарастает напряженность, продолжаются боестолкновения.
Мы придаем большое значение сотрудничеству в военно-политической области и обеспечению безопасности совместно с Россией
Идет активизация двусторонних отношений между нашими силовыми структурами в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и другими криминальными явлениями.
Необходимо отметить, что российская авиабаза в Канте, как авиационный компонент Коллективных сил быстрого развертывания в центральноазиатском регионе (КСБР ЦАР) ОДКБ, является важным стабилизирующим фактором для всей Центральной Азии. Прежде всего, мы, кыргызстанцы, заинтересованы, чтобы авиабаза находилась на нашей территории, и мы признательны нашему союзнику по ОДКБ — российской стороне, которая вносит весомый вклад в обеспечение безопасности Кыргызстана и региона в целом.
Именно поэтому мы поддерживаем предложение об укреплении и расширении Объединенной российской авиабазы в Канте.
Что касается открытия еще одной российской военной базы на юге Кыргызстана, все знают, какой сложный регион Ферганская долина, частью которой является и юг нашей страны. В регионе существует ряд острых вопросов социально-экономического и демографического характера, это безработица, вопросы доступности образования и медицинского обслуживания, поливного и питьевого водоснабжения, неравномерность плотности населения, нерешенность вопросов границы и другие. На сегодняшний день вызовы в основном проистекают с территории Афганистана, который находится всего лишь около 260 км напрямую к нашим южным границам. Поступают данные о передислокации боевиков ИГИЛ, запрещенной организации в странах ОДКБ, на территорию северных провинций Афганистана из сирийско-иракской зоны. Вероятность их прорыва в соседний Таджикистан и далее на нашу территорию, к нашему сожалению, нарастает.
Все эти вопросы открытия или не открытия (еще одной российской базы — прим. ТАСС) находятся под прямым контролем руководства нашей страны и соответствующих силовых структур и ведомств.
В связи с этим вопрос о необходимости открытия второй военной базы на юге Кыргызстана находится в ведении высшего руководства двух государств. Так что, думаю, этот вопрос может обсуждаться на мартовской встрече президентов двух стран.
— Есть ли данные по количеству граждан Киргизии, присоединившихся к исламистским террористическим группировкам в Сирии, Афганистане и других странах? Удается ли нейтрализовать их при возвращении на родину?
— По данным наших силовиков, в зону боевых действий в Сирии и Ираке выехало 785 граждан нашей страны, около 120 из них считаются погибшими. Наши спецслужбы и правоохранительные органы работают в данном направлении, в том числе во взаимодействии со своими коллегами из России, а также других стран. Благодаря совместной работе им удается выявлять и задерживать боевиков по возвращении на родину. За 11 месяцев 2018 года в нашей стране задержано 32 гражданина Кыргызстана и 23 иностранных гражданина, причастных к деятельности международных террористических организаций. В числе этих лиц есть и люди, возвратившиеся из сирийско-иракской зоны.
— Киргизия председательствует в 2019 году в ОДКБ и ШОС. Каким вопросам республика намерена уделять первоочередное внимание?
— На сессии ОДКБ в Астане 8 ноября 2018 года председательство в ОДКБ перешло от Казахстана к Кыргызстану. Президентом КР, председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ Сооронбаем Жээнбековым были озвучены приоритеты организации на период председательства в 2019 году. Было подчеркнуто, что в период председательства КР приложит все усилия для сохранения преемственности и повышения потенциала организации на международной арене.
Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ на уровне глав государств планируется провести в ноябре текущего года в Бишкеке. Также планируется проведение в Кыргызстане заседаний Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности, научной конференции по вопросам безопасности в ЦА, молодежной школы ОДКБ (летний семинар студентов из стран ОДКБ), тактико-специального учения "Гром-2019" (МВД стран ОДКБ).Не менее важным для Кыргызстана является председательство в ШОС, являющейся одним из главных факторов обеспечения стабильности в центрально-азиатском регионе и в целом на евразийском континенте. В нынешних геополитических условиях растет политический и экономический вес организации, повышается ее международный авторитет и усиливается влияние на региональные процессы, учитывая, что общая численность населения стран ШОС, после вступления Индии и Пакистана, превысила 3 млрд человек.
В июне прошлого года на саммите глав государств — участников ШОС в Циндао председательство перешло Кыргызстану. Как отметил наш президент Сооронбай Шарипович Жээнбеков в качестве председателя ШОС, КР продолжит укреплять "шанхайский дух" взаимного доверия и понимания, конструктивного и плодотворного сотрудничества, отношений дружбы и добрососедства между народами государств — членов организации.
В настоящее время в КР развернута серьезная подготовительная работа к саммиту, функционирует организационный комитет.
Повестка дня заседания Совета глав государств ШОС формируется, при этом приоритетами кыргызского председательства в ШОС являются внесение вклада в повышение международного авторитета организации, развитие сотрудничества по борьбе с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, а также расширение взаимодействия в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и инвестиционных сферах. Заседание Совета глав государств ШОС состоится в июне текущего года в Бишкеке, и мы надеемся, что проведем саммит ШОС, совместно с нашими партнерами, на высоком и содержательном уровне.
— Можно ли говорить, что Россия и Киргизия удовлетворены уровнем торгово-экономического сотрудничества и интеграционного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза?
— Подходы двух стран к основным проблемам региональной и глобальной повестки дня совпадают. На сегодня у наших сторон нет политических противоречий, имеется четкое понимание того, что совместными усилиями Кыргызстан и Россия обеспечат дальнейшее укрепление союза, наращивание комплекса двусторонних связей, конструктивного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и других международных структур (ООН,СНГ,ОДКБ, ШОС) в русле упрочения региональной стабильности и безопасности.
Выстроен регулярный доверительный диалог на высшем уровне. Встречи на высшем и высоком уровнях между КР и РФ играют определяющую роль в успешном урегулировании международных вопросов и вызовов
Прошедшие в 2018 году встречи на высшем уровне нового руководства страны и правительства подтвердили готовность активного взаимодействия и позволили обсудить дальнейшее развитие кыргызско-российского сотрудничества, а также взаимодействие в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС и других международных организаций.
Участвуя в ЕАЭС, республика всегда чувствует поддержку РФ по адаптации нашей страны к требованиям организации. Не всегда идет гладко, порой играет человеческий фактор, но мы смотрим с оптимизмом на будущее этого объединения. Учитывая высокий потенциал торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, Кыргызстан предлагает для российской стороны участие в проектах в области энергетики, сельского хозяйства, коммуникаций, туризма, и др.
У руководства КР есть понимание о необходимости совершенствования законодательства по защите иностранных инвестиций, в частности, собственности и имущества иностранных инвесторов, обеспечения их условиями для беспрепятственного проведения своей инвестиционной деятельности.
На сегодняшний день договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества составляют более 352 договоров и соглашений — 198 межгосударственных и межправительственных, 146 межведомственных документов, регулирующих конкретные направления взаимодействия. В 2017–2018 годах было проработано и подписано 20 международных документов.
Что касается ЕАЭС, насущными вопросами для Кыргызстана остаются обеспечение беспрепятственного транзита грузоперевозок и признание национальной санитарно-ветеринарной службы, эквивалентной системам стран ЕАЭС, оказание технической помощи для реализации соглашения о механизме прослеживаемости товаров в ЕАЭС, совершенствование механизмов урегулирования миграционных вопросов и функционирования внутренних границ союза. Мы надеемся, что эти вопросы найдут поддержку российской стороны.
— Ряд киргизских СМИ опубликовали материалы, в которых звучит призыв Еврокомиссии постепенно снизить уровень взаимодействия Киргизии с Россией и расширить партнерство с Евросоюзом. Как вы это можете прокомментировать?
— Геополитический интерес к странам Центральной Азии и Кыргызстану повышается, в том числе со стороны Евросоюза. Рынок стран Центральной Азии (ЦА), где проживает свыше 70 млн человек — весьма привлекательная сфера для инвестиций из европейских стран. На протяжении десятка лет существует формат сотрудничества ЕС+ЦА, но хвастаться эффективностью работы пока не приходится.
В то же время КР проводит достаточно прагматичную дипломатию, и, поверьте мне, мы научились различать, кто на самом деле реально поддерживает и помогает нашему народу, а кто декларирует
Взаимные национальные интересы Кыргызстана и России в силу сложившихся реалий, общности истории на протяжении 70-летнего пребывания в составе СССР, экономики, культуры, образования, совпадают и преобладают в большей степени, нежели национальные интересы республики и взаимоотношения со всем остальным миром.
Поэтому призыв Еврокомиссии никаким образом не может повлиять на состояние кыргызско-российских отношений.
— Энергетическое сотрудничество сейчас выходит на первый план во взаимоотношениях многих государств мира. Россия и Киргизия не являются исключением. Какого содействия вы ожидаете от российской стороны, в частности, по поставкам энергоресурсов?
— Мы ценим подход наших российских партнеров в вопросе поставок энергоресурсов, где Москва и Бишкек достигли высокого уровня взаимопонимания и взаимодействия. В настоящее время в рамках соответствующих международных договоров Кыргызстан имеет возможность ежегодно импортировать из РФ около 1,1–1,2 млн тонн беспошлинной нефти и нефтепродуктов, которые каждый год утверждаются исходя из внутреннего потребления в КР.
В ближайшее время ожидаем подписать протокол по поставкам битума, который используется в дорожном строительстве, изготовлении кровельных материалов и других отраслях экономики республики.
Надеемся, что практика будет продолжаться по увеличению объемов беспошлинной поставки нефти и нефтепродуктов в КР, с учетом роста и потенциала экономики республики.
Мы также ожидаем продолжения сотрудничества в гидроэнергетическом секторе, что выглядит логично, поскольку действующие гидроэнергетические объекты в Кыргызстане были построены и функционируют по советским/российским технологиям, до сих пор считающимся одними из ведущих в мире, и обслуживаются специалистами, прошедшими обучение и подготовку по российским стандартам.
— Возможно ли возвращение в страну ведущих российских компаний, таких как "Интер РАО" и "РусГидро" для реализации проектов в сфере гидроэнергетики? Ведутся ли конкретные обсуждения в этой сфере?
— Такая вероятность существует. Кыргызская сторона заинтересована в участии ведущих российских компаний в сфере энергетики. Конечно, имеются моменты хозяйственного спора, однако с учетом союзнических отношений с Россией рассчитываем на урегулирование этого вопроса на двусторонних встречах высокого уровня.
— Ряд политических сил Киргизии недавно выступил с требованием лишить русский язык официального статуса, закрепленного в конституции страны, и уменьшить использование русского языка в образовании? Что вы можете сказать о подобных инициативах?
— Особо хотел отметить, что русский язык — язык, на котором писал духовный лидер кыргызского народа Чингиз Айтматов. Приведу некоторые его цитаты на тему русского языка: "Когда спрашивают, на каком языке я думаю, то даже не знаю, что ответить. Оба эти языка, для меня как правая и левая рука — это дар истории, дар судьбы. Если человек свято чтит свой язык, он никогда не отречется от знания других языков. Для кыргыза знание двух языков, как два крыла".