#интересности
30 января 1900 года родился знаменитый советский композитор
ИСААК ОСИПОВИЧ ДУНАЕВСКИЙ...
Автор 13 оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов и множества популярных советских песен, ставший вместе с кинорежиссёром Г.В.Александровым создателем жанра советской музыкальной кинокомедии и сделавший музыку одним из главных компонентов драматургии фильма
Творчество Исаака Дунаевского по праву считается музыкально«визитной карточкой» социалистического периода. Он был автором более 80 популярных песен и мастером оптимистической, радостной музыки. Его называли «советским Моцартом», «запевалой сталинской эпохи», «придворным композитором». Люди, хорошо его знавшие, говорили, что он был обаятельным, очень добрым, отзывчивым и порядочным человеком
Вот некоторые факты из его биографии:
🎹*Исаак Дунаевский родился в городе Лохвице Полтавской губернии в семье банковского служащего. Семья, в которой он рос, была очень музыкальной, мать играла на рояле и скрипке, хорошо пела. В семье Дунаевских было семеро детей, один ребенок в раннем возрасте погиб, единственная дочь стала учителем, а пятеро братьев — музыкантами.
В 6 лет Исаак самостоятельно научился играть на фортепиано и овладел нотной грамотой, а в 7 начал давать концерты со старшим братом Борисом в домах знакомых родителей, в 9 стал сочинять свои первые музыкальные опусы🎹*Окончив гимназию с золотой медалью, Дунаевский поступил на юридический факультет Харьковского университета. Одновременно Исаак продолжал заниматься и в Харьковской консерватории по классу скрипки, которую окончил в 1919 году. Тогда же к нему прочно пристало имя Дуня - так до конца жизни его звали родственники, многочисленные друзья и коллеги. В 20-летнем возрасте он отказался от карьеры юриста и поступил в оркестр Харьковского русского драматического театра, в котором поначалу был скрипачом, а затем концертмейстером. Позже он стал дирижером этого оркестра и заведующим музыкальной частью театра.
🎹*Первое выступление Дунаевского как театрального композитора состоялось в 1920 году. Он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро», а в качестве дирижёра он выступил в 1921 году в «Периколе» Жака Оффенбаха. В Харьковском драматическом театре Дунаевский проработал до 1924 года, и переехал в Москву, где два года руководил музыкальной частью Вольного театра и театра «Эрмитаж», а в 1926 году он возглавил музыкальную часть театра Сатиры, где работал над музыкальным оформлением многих спектаклей.
🎹
*Первая оперетта, музыку к которой написал Дунаевский, называлась «Женихи». Она была поставлена в декабре 1927 года в Москве. В 1929 году Дунаевский переехал в Ленинград и начал работать дирижером в Мюзик-холле — в том самом, который позже прославился постановками Утесова.
У Дунаевского с Утесовым возник творческий союз, и они вместе создали в 1932 году музыкально-эстрадное представление «Музыкальный магазин», пользовавшееся большой популярностью. К моменту создания «Музыкального магазина» Дунаевский искусно владел всеми приемами джазовой оркестровки.🎹*Однажды в 1932 году в Мюзик-холл к Дунаевскому пришел представитель кинофабрики «Советская Беларусь», и композитору предложили принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложение кинофабрики заинтересовало Дунаевского, он его принял, и началась работа Исаака Дунаевского в кино.
Впоследствии он написал музыку к 28 фильмам. Благодаря кинематографу музыка Дунаевского быстро завоевала большую популярность.
🎹*В августе 1932 к Дунаевскому обратился создатель советских музыкальных кинокомедий Григорий Александров. Их встреча состоялась на квартире Утесова. Тема разговора была одна — о будущем фильме «Весёлые ребята» Дунаевский подошел к роялю, через какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, Александров вдруг увидел кадры еще не созданного фильма.
Для фильма Александрова Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных номеров - песню Анюты, песню Кости, галоп, скрипичный урок, нашествие стада на виллу, танго, вальс, сцену «музыкальной драки», частушки, мультипликационные заставки и многое другое.
Прежде, чем выйти на широкий экран, фильм был представлен в Венеции на международной кинематографической выставке, где советская делегация получила Золотой кубок.
«Марш веселых ребят», переведенный на итальянский язык, распевали повсюду, а также написанную в ритме танго, близком неаполитанским мелодиям, песню Кости.🎹*В 1935 году Дунаевский получил приглашение от «Мосфильма» принять участие в создании приключенческого фильма «Дети капитана Гранта». «Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».
🎹*В 1938 году Дунаевский занялся созданием музыки к фильму «Волга-Волга». Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной.
Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии.
«Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!» — утверждала газета «Кино». «Но, — заметил Исаак Осипович, прочитав этот лестный отзыв, — без этого фильма не было бы и музыки!»🎹* Дунаевский отличался колоссальной работоспособностью. Он мог одновременно работать над несколькими кинофильмами, опереттой, песнями, другими музыкальными произведениями
В 1939 году именем Дунаевского был назван пароход. До этого такой чести были удостоены лишь Любовь Орлова и Валерий Чкалов.🎹*Сталин, которому по-настоящему нравилась музыка Дунаевского (особенно мелодии из «лауреатского» фильма «Волга-Волга»), недолюбливал самого композитора. Среди музыкантов бытовала история о том, что вождь, впервые прослушав «Песню о Сталине», сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел».
🎹*У Дунаевского было немало недругов и завистников среди композиторов и музыкантов. Во время войны его пытались обвинить в трусости и творческом застое. «Иссяк Осипович!» — злорадствовали они. Но в действительности почти всю войну Дунаевский колесил с возглавляемыми им железнодорожным ансамблем песни и пляски по Сибири и Дальнему Востоку, давая концерты на заводах, фабриках, в воинских частях. И там прозвучало немало новых произведений композитора . Достаточно вспомнить его песню «Моя Москва», тактами мелодии которой сегодня открывает свои передачи Московское радио.
🎹* Дунаевский был невыездным. И лишь в 1947 году со съемочной группой фильма «Весна» он оказался в Праге. Эта поездка за границу, по выражению самого Дунаевского, стала «началом падения его «официального положения». Там он допустил две непростительные ошибки: дал интервью журналисту не лояльной к советскому режиму газеты и не согласовал это со своим посольством.
Вскоре Дунаевского стали выводить из состава различных комитетов и организаций.
Сталин вычеркнул его из списка на присуждение премии за музыку к оперетте «Вольный ветер», а режиссер Григорий Александров, с которым они сделали самые лучшие свои фильмы, заказал музыку к картине «Встреча на Эльбе» не ему, а Шостаковичу.
Это была первая большая творческая и личная трагедия великого маэстро.🎹* Исаак Осипович Дунаевский скончался от сердечного приступа 25 июля 1955 года во время работы над клавиром оперетты «Белая акация». Ему было только 55 лет.
Ходили упорные слухи о самоубийстве, но они не имеют подтверждения.
Правда, есть свидетельства, что в конце жизни он чувствовал себя усталым и подавленным. В одном из писем он так описал своё состояние: «Мне ужасно надоела моя жизнь, все мои дела, все мои занятия!».Некрологов не было ни в "Правде", ни в "Известиях". Они появились лишь "Литературной газете" и в "Советском искусстве".
Никто из членов Политбюро ЦК КПСС и советского правительства не подписался под некрологом, в котором шла речь об авторе "Песни о Родине" и "Марша энтузиастов"
. Похоронен был Исаак Осипович на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы Михаила Булгакова..
Липецкий киноклуб "Ностальгия" Елена Литвина