Как вспоминает автор, ещё три года назад подавляющее большинство инвесторов из США, Европы и России, которые принимали участие в конференции ВТБ Капитал в Москве, выразили предположение, что западные санкции против российских банков и энергетических компаний «останутся навсегда». Более 60% участников неформального опроса выразили уверенность в том, что США и Европа в ближайшее время не намерены снимать ограничительные меры, введённые против России. И время показало, что эти негативные прогнозы оправдываются, констатирует Forbes.
А недавно ведущая частная телекоммуникационная компания Китая Huawei обнаружила, что её финансовый директор Мэн Ваньчжоу имеет проблемы с Министерством юстиции США, которое настаивает на её экстрадиции, чтобы судить за «нарушение законов о санкциях в отношении Ирана и кражу интеллектуальной собственности», говорится в статье. И хотя представители Министерства иностранных дел Китая в частных беседах уверяют, что Пекин не хочет никакой конфронтации с Вашингтоном — однако американцы считают, что последние обвинения в отношении Huawei являются иллюстрацией «китайской нечестной игры», отмечает Forbes.
Между тем в докладе с оценкой глобальных угроз, который представила в конце января канцелярия директора Национальной разведки США, «победителями» по частоте упоминаний стали Китай и Россия, сообщается в статье. Если Сирия упоминается там 32 раза, Северная Корея — 27 раз, а традиционно «плохой» Иран — 72, то Китай как стратегический конкурент мощи американских корпораций в Азии и региональный соперник в сфере «мягкой силы» был упомянут аж 87 раз, пишет Forbes. В то время как Россия «заняла второе место» с 85-ю упоминаниями.
«В предстоящем году угрозы национальной безопасности США возрастут и будут диверсифицироваться, отчасти из-за Китая и России, поскольку они, соответственно, более интенсивно конкурируют с Соединёнными Штатами и их традиционными союзниками и партнёрами. Эта конкуренция охватывает все сферы, включая гонку за технологическое и военное превосходство, а также все больше касается ценностей. Россия и Китай стремятся формировать международную систему и динамику региональной безопасности, оказывать влияние на политику и экономику государств во всех регионах мира и особенно поблизости от своих границ», — цитирует Forbes содержание отчёта.
Аналитики Национальной разведки США также отмечают, что отношения Китая и России сейчас «находятся в большей гармонии, чем когда-либо, начиная с середины 1950-х годов». И по их прогнозам, эти связи ещё больше укрепятся, поскольку ряд их интересов и восприятие угроз сходятся, особенно это касается опасений в отношении «одностороннего подхода и интервенционизма» со стороны США и продвижения западных ценностей.
По мере того, как Китай и Россия стремятся расширить своё влияние в мире, они разрушают некогда устоявшиеся «нормы безопасности» и повышают риск региональных конфликтов, особенно на Ближнем Востоке и в Восточной Азии, полагают американские эксперты: «Развитие и применение новых технологий создаст как риски, так и возможности, а экономике США будет угрожать замедление роста мировой экономики и возрастание угроз экономической конкурентоспособности США».
«Давайте называть вещи своими именами: мы находимся в состоянии новой холодной войны. И трудно понять, как встреча президента Трампа и Си Цзиньпина вдруг все это поменяет», — подчёркивает автор. Он отмечает, что Китай и Россия — большие страны с реальными амбициями и миллионами жителей, в глазах американских стратегов сейчас выглядят даже хуже международных террористов. По мнению Национальной разведки, чтобы противостоять демократическому капитализму, Китай стремится пропагандировать «авторитарный капитализм». При этом «коммунизм» даже нигде не фигурирует в многостраничном отчёте, хотя правящая Коммунистическая партия в прошлом году провозгласила Си Цзиньпина пожизненным президентом, говорится в статье.
В отчёте Национальной разведки также упоминается «грядущая идеологическая битва» между двумя сторонами — и это хороший способ перефразировать словосочетание «грядущая холодная война», подчёркивается в статье. «Это гораздо серьёзнее, чем ряд противоречий по тарифам и субсидиям, которые могут быть урегулированы транзакционным путём. Если теперь власти США видят, что Китай в глобальном масштабе настаивает на авторитарной модели, которая противоречит интересам США, как это поможет США заключить торговую сделку, позволяющую упомянутой идеологической системе выжить и процветать? В этом нет никакой логики», — отмечает аналитик Rabobank Майкл Эвери.
Эксперт также предупредил своих клиентов, что 90-дневное «торговое перемирие» с Китаем наверняка будет использовано, чтобы выиграть время для дальнейшего роста напряжённости: «Налицо уже некоторые признаки того, что обе страны серьёзно принимают во внимание такой сценарий», — пояснил Эвери. Китай недавно анонсировал ряд пакетов фискальных стимулов, чтобы компенсировать замедление экономики, и аналитики из Rabobank считают, что это также можно рассматривать как «мобилизационную операцию» в ожидании обострения торговой войны со стороны Вашингтона, поясняет Forbes. Опубликованная на прошлой неделе оценка угроз, похоже, лишь подтверждает их убеждённость, что Америка сейчас считает Китай «врагом номер один».
Он является главным конкурентом для Америки в коммерческой сфере, поскольку в настоящее время никто не сравнится с его масштабами и влиянием на ценообразование, говорится в статье. При этом основная проблема для иностранных компаний в Китае, по оценкам экспертов — это не слабая экономика, а «нечестная торговля и практика деловых отношений». Конкуренция становится жёстче, и многие теперь готовы назвать её «несправедливой», поясняет автор. Не далее как на прошлой неделе ФБР арестовало китайского сотрудника Apple, которого обвинили в краже коммерческой тайны, касающейся создания беспилотного автомобиля. «С ухудшением американо-китайских отношений эта озабоченность, похоже, уходит, и десятилетия сдерживаемого негодования против китайских практик в отношении интеллектуальной собственности вполне могут вылиться в каскад претензий со стороны США, ЕС и других», — отметил эксперт Стив Дикинсон, комментируя скандал вокруг Huawei. Он также назвал это «новой нормой», сообщает Forbes.
В то время как Россия превратилась во «врага номер два», который представляет самый большой риск для политики Вашингтона на Ближнем Востоке, поскольку не даёт американцам устранять правительства в «недружественных» странах вроде Сирии и Ирана, говорится в статье: «Россия — это также отличный способ для любого американского главнокомандующего сохранить средства, выделяемые на финансирование бюджетов Минобороны и разведки, а также на связанные с ними контракты для частного сектора». Не менее важно, что Россия является самым влиятельным государством-экспортёром нефти, не входящим в ОПЕК, и имеет хорошие отношения с членами этого картеля. Причём в некоторых случаях Москва воспринимается ими даже «более позитивно», чем Вашингтон, который сам это осознаёт, констатирует Forbes.
Инвестиционный институт BlackRock на днях также опубликовал свою оценку в отношении самых больших политических рисков в наступившем году. Проблемы в еврозоне, в причастности к разжиганию которых постоянно обвиняют Кремль, оказались в этом рейтинге рисков на первом месте. Затем следует «напряжённость в отношениях НАТО с Россией», в том числе вокруг ситуации на Ближнем Востоке. Всё это в совокупности создаёт впечатление, что на Западе уже «стелют солому под новую холодную войну», заключает Forbes: «И вот, у вас получилось. Добро пожаловать в 1980-е».