«Пускай на нас не обижаются наши коллеги, которые занимаются производством пальмового масла и его поставками», — добавил он.
Кого конкретно имел в виду белорусский чиновник непонятно, однако фамилии крупнейших российских бенефициаров этого бизнеса неоднократно назывались в прессе. Несмотря на негативный общественный резонанс, Россия постоянно наращивает объем импортируемого пальмового масла. Так, за 11 месяцев 2018 года он вырос на 24,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
По словам Богданова, в России инициатива Белоруссии встретила понимание. В частности, тему уже обсудили на переговорах вице-премьеры РФ и Белоруссии Алексей Гордеев и Михаил Русый. «Мы будем совместно в рамках „двойки“ выходить на площадку ЕАЭС и двигать этот вопрос дальше, чтобы он был в конце концов решен», — пообещал чиновник.
Введение специальной маркировки молокосодержащей продукции — было первым шагом к полному избавлению от растительных заменителей молочных жиров на полках магазинов. Правда, даже эта новация еще не введена повсеместно. Сейчас Евразийской комиссией обсуждается продление переходного периода на маркировку. Даже переклеить этикетки оказалось не простым делом.
Очевидно, что лоббируя запрет на некачественную молочную продукцию, Белоруссия заботится, прежде всего, о своей выгоде. Сельскохозяйственный экспорт республики в РФ — один из основных источников её доходов. Возможно, кое-кому из наших производителей придется потесниться. Однако это тот случай, когда новация выгодна также и массовому российскому потребителю.
Глава Национального фонда защиты потребителей (НФЗП), академик РАЕН Александр Калинин рад белорусской инициативе оставить на рынке ЕАЭС только высококачественную молочную продукцию.
— В условиях северного типа питания, как у нас в России, молочная продукция входит в пятёрку основных пищевых продуктов. Поэтому, хотим мы или не хотим, а молоко покупать придется. Сегодня на отечественном рынке представлены около 870 наименований молочной, молочносоставной и молокосодержащей продукции.
«СП»: — «Молокосодержащая продукция» звучит жутковато…
— Мы очень долго воевали, чтобы упорядочить национальные продукты нашей страны, прежде всего кисломолочные: кефир, творог, сметану. То, к чему привыкли потребители за десятилетия. НФЗП разработал вместе с Институтом молочной промышленности ГОСТы на большую группу таких национальных продуктов, чтобы они были натуральными и не вводили потребителя в заблуждение.
После этого мы перешли к молочным консервам. Это стратегический продукт, так как он идёт в госрезерв на случай чрезвычайных ситуаций или войны. Поэтому мы потребовали делать на упаковках таких консервов только голубую этикетку, чтобы люди знали — это натуральный молочный продукт. Бежевая или коричневая этикетки, или этикетка с рисунком свидетельствуют, что это молокосоставной продукт.
«СП»: — Такое впечатление, что «голубых этикеток» на полках магазинов с каждым годом всё меньше. Почему?
— Потому что курс на воспроизводство дойного стада в РФ долгие годы был абсолютно неправильный. Говорили, что у нас есть нефть и газ и всё можно купить. Извините, но это ненадолго. В 2000 году, когда пришел Путин, дойное стадо коров было на уровне 1946 года. Тем не менее, тёлок продолжали резать. В результате произошел сброс поголовья. Сейчас российское дойное стадо на уровне 1917 года. Поэтому были вынуждены закрывать глаза на заменители молочного жира.
«СП»: — Хотя бы Белоруссия выручала…
— Нужно поклониться белорусским аграриям за то, что они поставляют нам 24% от всего объема молочного рынка. Это очень много. Такая богатая страна, как Россия уже 25 лет завозит молочную продукцию. Так не должно быть! В том числе с точки зрения доктрины продовольственной безопасности. Даже если это братская Белоруссия. Сегодня она братская, а завтра там может стать, как на Украине. Нашим стратегам хорошо бы немного соображать.
«СП»: — Всё, что не белорусское по качеству, увы, очень подозрительное…
— Наш рынок насыщен молокосоставными и молокосодержащими продуктами, в которых присутствует либо одна, либо несколько молочных составляющих. Это прямой путь к фальсификации. Во многих наших республиках вместо сыров выпускают сырные продукты. Их делают с помощью «интенсивных технологий» за 3−5 дней. Хотя во всем мире сыр делается по сычужно-ферментативной технологии и вызревает минимум 62 дня.
Поэтому нынешняя позиция Минсельхознадзора и Роспотребнадзора в вопросе сыров абсолютно правильная. Они отстаивают права потребителей, будучи сами потребителями. Тем не менее, в Калининграде наши и зарубежные бизнесмены уже построили большой завод по производству заменителей молочного жира. Также их поставляют в другие страны. А в основе заменителей лежит пальмовое масло. Поэтому его ввоз в страну и растет с каждым годом.
Вообще, пальмовое масло само по себе продукт нормальный. Его едят и в Европе. Если вы придете во французский магазин, можете купить себе бутылку пальмового масла. Но туда поставляют специально обработанное, подготовленное масло пальмового ряда, независимо от того это пальмовое масло, пальмо-ядровое или кокосовое. К нам же отправляют отходы масляного производства, которые в лучшем случае можно использовать в хлебопекарной промышленности — противни мазать, чтоб хлеб не подгорал.
А у нас оно используется в 21 сегменте пищевой промышленности: кондитерской промышленности, при производстве мороженого, порой и в детском питании и т. д. Это безобразие.
«СП»: — Так почему до сих пор не прекратили это безобразие?
— Потому что за этим стоят большие люди, а то и большая политика. Например, мы продаём в некую страну МиГи, а с нами рассчитываются пальмовым маслом. В конечном счете расплачивается потребитель, который относится к пальмовому маслу негативно. Поэтому специалисты стараются помалкивать, когда речь идет об использовании заменителей молочного жира. Эта тема обслуживается чиновниками, политическими кругами высокого уровня, наукой, которая на этом зарабатывает и поэтому пляшет под эту дудку.
Независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова отмечает, что молочную продукцию с добавлением заменителей молочных жиров покупают в основном бедные слои населения.
— Объективных данных о доле молокосодержащей продукции на российском рынке «молочки» не существует. Роспотребнадзор считает, что речь идет о 5%, а вот Сергей Данкверт (глава Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору — авт.), выступая два дня назад на съезде «Союзмолоко», заявил, что эти цифры не соответствуют реальности. Например, по сырным продуктам это 27% И хотя с добавлением заместителей молочных жиров борются уже довольно давно, мы постоянно отступаем и теряем долю рынка натуральной молочной продукции.
Дело в том, что жиры — самая дорогая составляющая «молочки». Поэтому их замещение даёт большую экономию. Производить продукцию «с пальмой» очень выгодно. Тем более что в прежние годы такая борьба могла привести к дефициту молочной продукции.
«СП»: — Но когда-то надо начинать всё это менять?
— Ситуация уже меняется. Благодаря курсу на импортозамещение, объемы производства сырого молока постоянно растут. В среднем на 500 тысяч тонн в год. Естественно, государство, вливая немалые средства в животноводство, не хочет, чтобы всё это сошло на нет и «пальма» опять всё убила. Ведь из-за неё падает спрос на молоко, а это может привести к массовому забою скота. Поэтому государство вынуждено активизировать работу по борьбе с фальсификатом.
«СП»: — Но ведь молокосодержащую продукцию трудно назвать фальсификатом. Она производится в соответствии с техрегламентом, который допускает, легитимизиует растительные жиры…
— Много случаев, когда на этикетке указывается одно содержание растительных жиров, например, половину, а на деле в продукте только они и есть, а молочные жиры отсутствуют. Когда производитель взялся «разбавлять» заменителями молочных жиров, он уже не может остановиться.
«СП»: — Хотя бы с подачи белорусов начнем процесс вытеснения с рынка «пальмового» молока…
— Полностью отказаться от производства такой продукции мы пока не можем. Насколько эффективны намеченные мероприятия по поддержке высококачественной продукции? Например, выделение молочных полок в магазинах — мера с очень низкой эффективностью. Гораздо эффективнее работает наказание. Эти вопросы уже обсуждаются, но для успеха нужно время. Пока мы движемся согласно известной формуле «шаг вперед, два шага назад». Государству долгое время это было не нужно.
Ещё один сдерживающий момент — падение доходов населения. Народ не может покупать полноценные молочные продукты. В магазине можно увидеть молоко разных брендов по цене 145 рублей за литр, за 90 рублей, за 80 рублей и наконец, под собственной маркой за 56 рублей за литр или даже за 950 миллилитров. По цене ясно, какое молоко лучше, а какое хуже. Но не у всех есть материальная возможность покупать лучшее. Будем жить лучше — борьба за качество «молочки» будет идти эффективнее.
Сергей Аксенов