Во всех трех американских кредитных рейтинговых агентствах кредитный рейтинг России опять находится на инвестиционном уровне, а это значит, что американские фонды облигаций, которые уполномочены инвестировать только в долговые бумаги инвестиционного уровня, теперь могут вернуться в Россию.
«Я была удивлена, что агентству „Мудис" для этого понадобилось так много времени», — говорит Кэтрин Ренфрю (Katherine Renfrew), управляющая фондом компании TIAA-CREF. Фонд управляет долговыми обязательствами развивающихся рынков общей стоимостью около 13 миллиардов долларов и владеет облигациями «Сбербанка» и «Газпрома». Хотя Вашингтон внес эти компании в санкционный список, их облигации пока торгуются беспрепятственно. Звучали угрозы ввести санкции в отношении этих облигаций, но пока ничего не произошло.
У России был довольно удачный месяц.
Комитет Сената, расследующий сговор с Россией, ничего не нашел, а это означает, что Владимир Путин, похоже, прав, когда говорит, что он и его соратники не планировали никакого «заговора» в отношении Хиллари Клинтон с тем, чтобы президентом избрали Трампа.
Специальный прокурор, расследующий «сговор с Россией», видимо, тоже напрасно старается.
Самая значимая компания российского миллиардера Олега Дерипаски, алюминиевый гигант «Русал», на прошлой неделе получила отсрочку от вступления санкций в силу.
Председателю (совета директоров) компании, бывшему британскому политику-консерватору Грегу Баркеру (Greg Barker), удалось убедить Дерипаску отказаться от части контрольного пакета акций компании. Дерипаска как физическое лицо находится под санкциями, а его компания — нет.
Несмотря на то, что Дерипаске пришлось отказаться от части своих акций, после того, как была заключена сделка с Минфином, они стоят намного больше. Бумаги холдинга En+Group, которому подконтрольна компания «Русал», на Лондонской фондовой бирже поднялись в цене на 61,8%. Акции «Русала», внесенные в листинг Гонконгской фондовой биржи, выросли на 51,7%.
«Масштаб этой сделки был беспрецедентным», — говорит Майк Добсон (Mike Dobson), один из юристов компании Morrison & Foerster. До ноября Добсон был старшим советником по санкционной политике в Управлении по контролю над иностранными активами (OFAC) министерства финансов США. Там Добсон был одним из ведущих чиновников правительства США, занимавшихся разработкой и реализацией санкционной политики в отношении России.«Олег сократил долю своих акций примерно до 44,9% и предпринял шаги, чтобы отойти от контроля над En+Group. В обмен на это „Русал" из санкционного списка теперь исключен», — говорит Добсон.
Россия является одним из рынков с развивающейся экономикой, наименее подверженных международной волатильности, связанной с торговыми войнами и западноевропейскими политическими драмами.
Вне всякого сомнения, державы Европы полностью разделяют внешнеполитическую точку зрения США, согласно которой Россия на международной арене является враждебным игроком. Они по-прежнему не пускают русских в свой клуб.
В результате Россия была вынуждена обезопасить свою экономику. Власти реализовали на практике ряд макроэкономических стратегий, которые помогли оградить Россию от таких внешних факторов, как санкции. Путин также провел крайне непопулярную пенсионную реформу, чтобы снизить пенсионную нагрузку на государство, и одновременно повысил налог на добавленную стоимость. Это негативно сказалось на его популярности, но он все равно это сделал.
Кроме того, с осени 2016 года Центробанк отпустил рубль в «свободное плавание». И путинская команда экономистов, возглавляемая Антоном Силуановым в Министерстве финансов, успешно руководит этим процессом, используя консервативную фискальную политику. Госдолг в России практически отсутствует. Он составляет всего около 10% ВВП.
«К тому же из-за санкций Россия по сравнению с остальным миром оказалась в другом экономическом цикле», — говорит Роланд Нэш (Roland Nash), главный инвестиционный стратег группы компаний SPRING (Specialized Research and Investment Group), управляющей российским хеджевым фондом.
Процентные ставки в России растут, и к концу года, когда ожидается снижение инфляции, произойдет смягчение денежно-кредитной политики.
«Россия — это один из рынков, который не сталкивается с трендами завершения цикла, которые мы наблюдаем в других странах», — говорит Нэш.
Помимо фондового рынка для индивидуальных инвесторов, основная часть денежных средств аккумулирована в российских облигациях, держателями которых являются институциональные инвесторы. Опасение вызывает лишь то, что Вашингтон введет в отношении этих облигаций санкции. Рынки должны быть на шаг впереди.
Корпоративные облигации дешевы, но из-за угрозы санкций они могут так и не подняться в цене. Доходность будет высокой для инвесторов, которые не захотят продавать их до наступления сроков погашения.
«В прошлом году у нас доля российских бумаг была превышена. Из-за угрозы санкций мы занимаем нейтральную позицию», — говорит Филип Торрес (Philip Torres), один из руководителей отдела развивающихся рынков управляющей компании Aegon Asset Management.
Но даже в условиях, когда Россия отходит от «края пропасти», ее экономический рост не столь впечатляющий, как в других странах БРИКС. Бразилия также находится в начале экономического цикла и имеет более разнообразную экономику с аналогичной доходностью облигаций. Рост ВВП России аналогичен росту в Бразилии в 2018 году — 1,8%.
Повышение процентных ставок и НДС означает, что в этом году экономический рост России будет не намного лучше. Нэш из группы компаний SPRING считает, что хорошо, если он достигнет 1,5%.
«Думаю, что в следующем году ситуация в российской экономике улучшится, — говорит Нэш. — Там будут снижаться процентные ставки, а это значит, что использование заемного капитала может увеличиться».