Целый ряд вопросов накопился и у Москвы к Минску. Во-первых, это поставки на территорию России санкционной продукции из Европы под видом белорусской, на чем наживаются исключительно белорусские коммерсанты. Во-вторых, это вопросы границы: напомним, ранее Минск разрешил гражданам ряда западных стран пребывание на своей территории без визы, что фактически спровоцировало восстановление пограничного контроля с российской стороны.
Все эти разногласия привели к кризису во взаимоотношениях между нашими странами, который многие эксперты уже назвали одним из самых острых в истории Союзного государства. Попытки преодолеть его в последнее время предпринимались неоднократно, но до сих пор сторонам договориться не удавалось.
Российский и белорусский президенты встречались за последние месяцы несколько раз. Дошло до того, что в январе этого года Лукашенко пригрозил России потерей «единственного союзника» на западном направлении из-за отсутствия договоренности по этому вопросу.
Можно ли предположить, что в Сочи, наконец, были достигнуты какие-то компромиссы? О чем? О налоговом маневре? О цене на газ? О Союзном государстве?
— Представляется, что встречаться дважды в декабре, в течение трёх дней плотно общаться в феврале только для того, чтобы согласовать одну цифру, не принципиальную в отношениях двух стран, президенты бы не стали — уверен исполнительный директор мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Возможно, речь идёт о решении комплексных задач по дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства. Само собой разумеется, что чем более всесторонней является интеграция, тем меньше вопросов возникает по цифрам. Верно и обратное утверждение: когда конечные цели интеграции туманны, начинаются споры вокруг цифр, обиды и попытки выяснить, кто кого в отношениях Белоруссии и России «кормит».
Базовый вопрос, я убеждён, заключается в двойственности отношений двух стран. Переводя на язык соцсетей, вместо статуса «помолвлен (а)» у Белоруссии и России «всё сложно», что может трактоваться — и трактуется! — каким угодно образом, зачастую по-разному в зависимости от контекста и текущего положения дел. В одном случае «всё сложно» трактуется как «помолвлен (а)» и к этому привязываются соответствующие требования, связанные с пресловутыми ценами на энергоносители. В другом случае «всё сложно» — это предпосылка к суверенизации. В конце концов, государства имеют право защищать свой суверенитет любыми законными способами. Это фундаментальные вещи и фундаментально нерешённый вопрос. Не хотелось бы, чтобы он превращался в анекдот про белорусских креветок или что-то в этом духе.
«СП»: — Путин заявил, что решение спорных вопросов с Белоруссией не терпит суеты. Эти вопросы в последние месяцы никак не могли решить, несмотря на несколько раундов переговоров на высшем уровне. Почему? Теперь решат?
— Президент Путин также публично заявил в декабре, что экономические вопросы в отношениях Москвы и Минска идут рука об руку с общей интеграцией двух стран. «Утром стулья, днём деньги» — это порочная практика, с которой, как представляется, было решено заканчивать. Переход от политики недомолвок к политике прямоты в двусторонних отношениях — дело сложное и небыстрое. Очевидно, надо было начинать раньше, а вернее, не начинать, а продолжать строительство Союзного государства.
Время на самом деле играет против интеграции, а чем дольше страны существуют независимо, тем меньше остаётся даже психологических предпосылок для образования собственно Союзного государства в единственном числе. Но именно этот сравнительно долгий анабиоз, в котором находилась идея союза, и не даёт возможности, скинув лишних двадцать лет, вернуться к состоянию 1999 года, когда казалось, что Белоруссия и Россия через год-два проведут, как и планировалось, конституционные референдумы, примут Конституционный акт и перейдут к формату Союзного государства.
«СП»: — Почему вообще все эти разногласия достигли критической черты? Где гарантия, что это не повторится? Можно ли как-то предотвратить появление подобных конфликтов?
— Не стал бы драматизировать сложности во взаимоотношениях Минска и Москвы. Они есть, они малоприятны, как малоприятны в принципе споры о деньгах для всех, кроме бизнесменов или завсегдатаев базаров. Пока две страны существуют как совершенно самостоятельные и независимые в своей политике, в том числе экономической, общности, недопонимание по тем или иным вопросам может возникать снова и снова.
«СП»: — Насколько такие конфликты, вроде бы, экономические, портят отношения между странами и играют на руку нашим врагам?
— Любые склоки отравляют отношения между странами. Вспоминаются пресловутые «газовые войны» Киева и Москвы середины «нулевых» годов. С одной стороны, похоже на анекдот, но, как говорится, осадочек неприятный оставался. Разумеется, те шалости не идут ни в какое сравнение с тем, что началось через десять лет, но лиха беда начало.
— Отсутствие новостей об итогах встречи Путина и Лукашенко — это тоже новость, которая сигнализирует о том, что стороны ведут конструктивные переговоры. Следовательно, у них нет необходимости прибегать к «сливам» в СМИ для того чтобы повлиять на ход переговоров, — считает политолог Иван Лизан.
— Разногласия между странами не носят фундаментального характера и будут урегулированы. Весь вопрос в сроках, глубине и формате углубления интеграции между странами. Срок снятия всех проблемных вопросов, по мнению посла РБ в РФ Семашко, составит примерно 1,5−2 года. Вопросы с налоговым манёвром и ценой на газ, вероятно, будут урегулированы в ближайшее время. С контрабандой санкционной продукции уже ведётся активная борьба. Вопрос с безвизовым режимом, вероятно, будет закрыт с подписанием соглашения о взаимном признании виз между РФ и РБ. На его подписание можно рассчитывать в первом полугодии текущего года.
Решаться данные вопросы будут как на двустороннем уровне, так и на уровне Евразийской экономической комиссии. Наиболее вероятный формат решения проблем — заключение двухсторонних соглашений и унификация законодательства (в первую очередь в налоговой и таможенной сферах), а также присоединение белорусских товаропроизводителей к российским системам цифрового контроля — ЕГАИС (спиртное и лес), «Меркурий» (уже подключены) и, в перспективе, маркировки товаров.
— Очередной российско-белорусский спор связан с финансовыми причинами и с пересмотром Союзного договора, — уверен белорусский политолог Дмитрий Болкунец.
— Лукашенко стремиться выжать из России максимум и получить зеленый свет на шестой президентский срок. Окно возможностей для Лукашенко ограничено и ему крайне важно пересидеть ближайшие 2 года. После чего открывается дорога к монархической династии семьи Лукашенко, о чем мечтает Александр Григорьевич, его старший сын Виктор и престолонаследник Николай. С этой целью Минск срочно пытается добиться от Москвы компенсации по налоговому маневру, получить скидки на поставки газа и новый кредит либо отсрочить выплаты по ранее взятым займам. Несмотря на все громкие заявления, что если Россия не поможет он уйдет на Запад, это не более чем попытки шантажа. Финансами там ему вряд ли помогут, а вот заработать очки на конфликте в рамках союзников вполне могут. Лукашенко остается нерукопожатным политиком в Европе, несмотря на очевидную перезагрузку отношений.
В то же время, шестой президентский срок открывает страницу эпохи смуты с неопределенным результатов для самой Беларуси. Никаких новых идей у Лукашенко нет, а последнюю президентскую кампанию он вообще вел без какой-либо программы. Все больше белорусских граждан посматривают на Запад, особенно молодежь. Россия в отношениях делает ставку в основном лишь на торговлю, упуская из виду такие важные темы как гуманитарное сотрудничество, работа с гражданским обществом. Когда в последний раз российский МИД встречался с оппонентами Лукашенко? А вот западные коллеги встречаются, а когда случаются неожиданные смены режимов, выясняется, что новых лидеров никто и не знает.
В 1996 году Лукашенко, можно сказать, получал при поддержке Москвы свои царские полномочия, переписав Конституцию и сосредоточив в своих руках абсолютную власть. Существование режима Лукашенко в Беларуси невозможно без ресурсной и финансовой поддержки Москвы. В России сформировался целый пул игроков и лоббистов, особенно среди некоторых бизнесменов, которых устраивает текущая ситуация. Но такая модель требует больших финансовых вливаний из российского бюджета.
В условиях сложной экономической ситуации в самой России сейчас такой вариант слишком затратный. Отсутствие в Беларуси оппозиции, независимых СМИ создает угрозу для мирной смены власти. Эти риски касаются и России, для которой любая дестабилизация в Беларуси нанесет существенный урон. Для России, как союзника, наиболее выгодный сценарий — отказ Лукашенко от нового президентского срока и транзит власти. При этом Москва не имеет возможности вмешиваться во внутренние политические процессы в республике. Не исключаю, что такие вопросы могут затрагиваться на закрытой встрече между руководителями государств. Москва могла бы стать гарантом неприкосновенности Лукашенко и его семьи в случае ухода с президентского поста.
«СП»: — В последнее время все чаще говорят о самом серьезном кризисе в отношениях двух стран. Насколько это так?
— Кризис звучит слишком громко. Речь идет о разногласиях и разном видении тех или иных вопросов будущего сотрудничество. Очевидно, что страны сохраняют свой статус стратегических союзников. Считаю, что белорусская сторона в лице Лукашенко слишком эмоционально реагирует на некоторые сложные аспекты отношений, что создает негативный фон вокруг двусторонних отношений.
Вполне вероятно странам удастся договориться по некоторым вопросам, но вероятность разрешения всех разногласий за 1−2 встречи крайне мала. В ближайшие месяцы рабочая группа и эксперты будут работать над контурами долгосрочного видения отношений в рамках интеграционных проектов. Проект «Союзное государство» по многим причинам оказался замороженным. Союзное государство не является субъектом международного права, не имеет общих органов власти и иных атрибутов государственности. Более корректно было бы говорить о союзе государств, чем о Союзном государстве.
Не стоит ожидать серьезного углубления интеграции, так как это приведет к утрате части белорусского суверенитета, к чему Минск не готов. Ревизия всего комплекса двусторонних отношений позволит определить пути дальнейшего развития. В числе ближайших задач отказ от скрытого субсидирования в пользу целевых кредитов. Это позволит России принимать участие в реформировании белорусской экономики, создании новых и модернизации существующих производств. По такому пути идет Китай, предоставляя Минску связанные кредиты для строительства и модернизации предприятий. Россия заинтересована в свободе перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, но пока не все договоренности выполняются.
«СП»: — Можно ли как-то предотвратить новые разногласия между Москвой и Минском?
— Беларусь извлекает максимальную выгоду от Союзного государства и Евразийского экономического союза, требуя от России дешевых энергоресурсов, кредитов, рынков сбыта. Экономические неудачи белорусского руководства регулярно перекладываются на российский бюджет. Существующие разногласия вполне могут решаться в рабочем порядке без лишнего информационного шума. Поддержка нынешней модели управления в Беларуси обеспечивается методами социалистической экономики — перераспределением материальных благ, сглаживанием социальных различий и страхом общества перед спецслужбами. Отсутствие политических и экономических реформ в Беларуси создает угрозы для социальной стабильности и безопасности государства.