Украина, в свою очередь, борется за транзит белорусских экспортных грузов. Сейчас же приходится конкурировать с Литвой и Латвией, через порты которых идет основной поток белорусского экспорта.
Кроме того, южные соседи массово поставляют по незначительным ценам фрукты и овощи, предлагают дешевый отдых на море.
Да, хоть Белоруссия и не является для Украины основным партнером, товарооборот достигает отметки в 4 млрд. долларов США, и он растет.
Главами государств поставлена задача достичь уже в 2019 году товарооборота не менее восьми миллиардов долларов. Значительные резервы белорусская сторона видит в области машиностроения, сельского хозяйства, энергетики.
Президент Лукашенко неоднократно заявлял, что белорусская земля никогда не станет плацдармом для агрессии против украинского народа. Более того, Украина стала еще и своего рода связующим звеном в переговорах с Западом.
Однако, несмотря на эти факты, в целом политическая составляющая белорусско-украинских отношений особого оптимизма не вызывает, хотя о каких-либо кардинальных противоречиях речь пока не идет.
Одна из главных проблем — вопрос демаркации украинско-белорусской границы. В связи с конфликтом на Донбассе это имеет существенное значение для обеих сторон.
Для Белоруссии это, во-первых, огромный поток граждан Украины, которые приехали в соседнюю страну из региона, охваченного боевыми действиями.
Во-вторых, это белорусы, воевавшие в зоне «АТО», причем неважно, на какой стороне.
В-третьих, это возможность проникновения в Белоруссию нелегального оружия
Отдельно следует отметить вариант проникновения на территорию республики представителей праворадикальных и националистически настроенных людей, которые бы могли осуществлять подготовку насильственного переворота, разжигания русофобии в стране — ведь не секрет, что Запад тратит сотни миллионов на обработку белорусской молодежи, чтобы привить ей ненависть к Лукашенко и России.
Однако, не взирая на существующие проблемы и разногласия, Белоруссия нужна Украине, соответственно, и наоборот.
Главное, что получает официальный Минск, это даже не экономическая выгода, а политические дивиденды в виде контактов с крупными западными политиками и бизнесменами.
Ведь не секрет, что большая часть белорусской политической и бизнес элиты находится под санкциями, а контактируя с украинскими коллегами они получают выход на Запад.
В свою очередь, Украина, ее население, что бы ни говорили местные политики, очень тесно завязаны с Россией. Невозможно вырвать то, что веками и десятилетиями было единым.
Да, растет новое поколение, которое воспитывается западными политтехнологами и для которых Москва — враг, но это аукнется только лет через 15–20.
Теперь же через Минск решаются многие, в том числе жизненно важные, вопросы для простых людей.
Понятно, факт того, что Белоруссия как военно-политический союзник России в контексте существующей ситуации раздражает, а порой и очень беспокоит официальный Киев, несколько останавливает развитие отношений. Но и прекратить эти отношения было бы губительно для Украины.
Несмотря на то, что любое действие и высказывание российских политиков и дипломатов по поводу ситуации на Украине встречает бурную реакцию киевских политиков на любом уровне, представители действующей украинской власти не могут не брать в расчет мнение и вес Москвы в международных организациях.
К тому же не все согласны с официальным Киевом. Именно поэтому так называемый «политический диалог» между Москвой и Киевом ведется через Минск.
Особенно это актуально в преддверии президентских выборов — последствия непризнания Россией выборов могут иметь самые печальные последствия для Украины.
А раз выборы не признаны, следовательно, власть незаконна и вести с ней переговоры нет смысла. Теперь уже Москва будет разрывать дипотношения, контракты и договоренности, что только ухудшит и без того тяжелое экономическое положение в стране.
Необходимо напомнить, что Верховная рада запретила гражданам России наблюдать за президентскими выборами в составе международных делегаций.
Да, эти действия осудили в Берлине и Брюсселе, но все знают кто, как и через кого управляет Украиной.
Отсутствие российских наблюдателей в составе международных мониторинговых миссий вкупе с лишением миллионов украинских граждан возможности проголосовать на территории России на выборах президента Украины ставит под сомнение прозрачность и объективность итогов предстоящего волеизъявления.
С этим согласны и многие эксперты, которые отмечают, что инициатива президента Порошенко повышает риск фальсификаций на предстоящих выборах.
По мнению директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, Евросоюз и ОБСЕ настроены негативно по отношению к действующим властям Украины, а вот для США Порошенко — лучший из кандидатов.
По мнению замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимира Шаповалова, своими действиями действующий президент Украины поставил западных партнеров «в неудобное положение», а такое просто так не забывается.
Так что теперь мнение белорусских наблюдателей, к которым Москва вполне может прислушаться, имеет существенное значение не только для Украины, но и для развития ситуации в регионе в последующем.
Николай Крылов