Да мало ли на планете международных организаций и объединений, которые могут прийтись по сердцу украинцам через какое-то время. Что, опять менять Основной закон?
Кроме того, интеграция — это цель временная. Предполагается, что в какой-то определенный момент она будет завершена. Заработавшая сегодня статья в этом случае превращается в «мертвую» норму, увязанную с уже состоявшимся событием.
Это все довольно разумные доводы, но на самом деле авторы закона прекрасно знали, что делали, поскольку их законопроект, суть которого — это вроде бы равнение на Запад, на самом деле апеллирует к советскому опыту. Похожая статья была в советской Конституции. Она на все времена определяла статус Коммунистической партии как руководящей и направляющей силы.
Тем самым указывалось, что граждане даже чисто теоретически не смогут когда-либо выбрать себе иную партию. И в данном случае речь идет о фактически сложившейся на Украине однопартийной системе. Только партия на сей раз оборудована не красными флагами и марксистско-ленинской доктриной, она как бы европейская, предписывающая стране двигаться в раз и навсегда заданном направлении.
К Европе это никакого отношения не имеет. Временные (не важно, на краткосрочную, среднесрочную или долгую перспективу) задачи не могут вноситься в Конституцию, поскольку это лишает следующие поколения возможности менять политический курс страны.
В Европе вообще действует так называемый принцип «качелей». После левых к власти приходят правые или консерваторы, и наоборот.
Когда людям надоедает всевластие рынка и капитала, они, полагая, что следует добавить немного социальной политики, на очередных выборах отдают свои голоса социалистам. Потом ситуация вновь меняется.
То есть право выбора политической силы является фундаментальным и неоспоримым.
Если же Конституция становится документом, признающим только одну идеологию единственно верной, то такая страна не может называться демократической. Это либо авторитарная, либо тоталитарная система.
Это уже не раз отмеченный украинский парадокс. Чем дольше Украина движется путем евроинтеграции, тем дальше от Европы она уходит, несмотря на то что все происходит под лозунгами демократических реформ и внедрения европейских правовых и политических стандартов.
Когда-то СССР недоброжелатели называли тюрьмой народов. С этим утверждением кто-то согласен, кто-то считает его подлым наветом. Но то, что украинское государство становится тюрьмой для собственного народа, опровергнуть невозможно.
Авторы закона рассчитывают на то, что после вступления в ЕС и НАТО статья будет работать. Ее предназначение — закрыть украинцам путь на выход, поскольку никакого иного политического статуса для страны, кроме как вечно оставаться членом этих двух союзов, она не предусматривает. То есть евроинтеграцию нельзя будет развернуть вспять, двинуться по той же дороге, но только в обратном направлении.
Подобное крючкотворство и законотворческое мошенничество сегодня стало обыденной украинской практикой. Однако такие меры неэффективны. Живая жизнь сминает и Конституции, и попытки построить эффективную и прочную однопартийную систему.
Уж на что СССР казался нерушимой твердыней, однако в определенный момент могущественная держава рассыпалась как карточный домик. И этому не помешала, а скорее способствовала пресловутая статья о руководящей и направляющей роли Компартии.
Так и здесь. Желание отрезать пути к отступлению, сделать евроинтеграционый процесс необратимым выдает страх нынешнего украинского режима, который понимает, на какой зыбкой почве стоит вся нынешняя политическая система Украины.
Настанет час икс, и безмолвствующий ныне народ взашей вытолкает из страны евроинтеграторов и их американских и европейских «партнеров». И никакой конституционный запрет не помешает людям сделать свой выбор, пусть даже ради этого придется похерить и Конституцию.
Для украинцев это дело вполне привычное.
У советских властей были необходимые ресурсы для обеспечения хотя бы внешнего единомыслия. Репрессивная система в СССР, хотя и стала давать сбои в последние пару десятилетий, до последних мгновений способна была держать граждан в узде, не давая им впасть в крамолу.
Ничего подобного на Украине, являющейся типичной недодиктатурой, нет. СБУ — это жалкая карикатура на КГБ, возможности этой по сути дела бандитской организации крайне ограничены. Поэтому вера в то, что с помощью конституционного закона удастся стреножить историю, наивна и безосновательна.
Время все расставит по своим местам, независимо от того, какие статьи и нормы аферисты, управляющие сейчас страной, хотят видеть непреложными.
Анрей Бабицкий