«Бог живёт в мелочах», – говорил Густав Флобер. А я добавлю: бог живёт в простоте. Там, где просто, там, где тихо, и там, где работается руками, живёт духовность. Не забывайте о простых вещах. Они намного важнее сложных.
Однажды моя коллега сказала фразу, которая надолго запала мне в душу. Мы вели сложную терапевтическую группу, людей было много. Когда группа закончилась и мы собирались домой, она сказала: «Знаешь, Ань, иногда после дня работы мне хочется просто копать. Выйти из машины в лесу и копать».
Мы живём в мире процветающего интеллекта. Нас окружают сложные вещи. Например, компьютер, на котором я пишу эту статью. Он сложный. Я даже несильно понимаю, как он устроен. Телефон, проектор, холодильник, интернет – меня окружает много сложных вещей. И это здорово! Эти сложные вещи помогают мне работать и облегчают жизнь. Но в мире сложных вещей мы и сами становимся сложными.
Мы придумываем сложные виды отдыха. Поход на неделю норвежского интеллектуального кино, ретрит в Индию с погружением в осознанные сновидения, 10-дневная медитация с великим гуру. И забываем, что если мы день работали головой, то нужно сесть в машину, уехать в лес и копать. Простые вещи: ремесло, рукоделие, прогулка на свежем воздухе – отрезвляют ум, очищают душу. А главное – с ними мы отдыхаем. Я ходила на неделю норвежского интеллектуального кино. Это было здорово! Но отдохнула я дома, вышивая крестиком.
Мы придумываем сложные ритуалы на Колесо года, забывая, что с душой зажжённая свеча иногда дает нам больше сложных плясок под луной.
Мы постоянно думаем о том, как бы духовно развиться, но забываем, что духовность живёт не в Индии, не в сложной медитации и не в интеллектуальном кино. Духовность для меня – это осознанность в простых вещах. Когда я просто делаю ужин, с любовью думая о домашних. Когда я просто убираюсь в доме. Когда я просто вышиваю или просто зажигаю свечи с наступлением темноты. Для меня магия в том, чтобы смотреть на луну и видеть, какая она удивительно красивая, а не в произнесении сложных слов или взмахах руками. Я с удовольствием поеду на ретрит в Индию, но я не уверена, что там я найду больше духовности, чем в рассказах бабушки о детстве в деревне. А мысли, которые приходят ко мне за мытьем посуды, иногда намного полезнее, чем часовые медитации.