23 марта родился Акира Куросава
В одном из интервью Акира Куросава, создатель легендарных фильмов минувшего века, пошутил: «Я уже подумал, что стал настоящим пророком, раз у меня нет чести в Отечестве своем».
В Европе его фильмы воспринимались как произведения традиционного японского киноискусства, но в родной Японии его считали европейским режиссером. Такую плату Куросава вынужден был заплатить за свой дерзкий талант и за свою любовь к мировой классической литературе.
Акира Куросава трепетно и благоговейно приносил жертвы на алтарь совершенства, создавая культовые фильмы, изменившие кинематограф.
Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Токио в семье представителя древнего самурайского рода Исиму и Симы Куросава. По настоянию отца Акира с раннего детства занимался кендо — боевым искусством фехтования на бамбуковых мечах. Однако мальчику больше нравилось рисовать, чем тренироваться, поэтому в 17 лет он поступил в художественную школу Doshusa.
.
В 1936 году Акира Куросава выдержав большой конкурс на вакансию помощника режиссера в крупной японской кинофирме PCL (переименованной позже в студию Toho), был принят на работу. В обязанности Куросавы входило написание сценариев. Они публиковались в авторитетных изданиях о кино, но ни по одному сценарию так и не был создан фильм.
Первой самостоятельной работой Куросавы как режиссера и сценариста стала картина «Сага о дзюдо» (; и другой перевод названия ленты — «Гений дзюдо»), . Лента повествует о воспитании дзюдоиста и об истории дзюдо. Философия этого боевого искусства дает повод режиссеру для развития в фильме темы духовного и физического совершенствования героя.
Начиная с «Саги», в фокусе Куросавы будет находиться нравственный выбор человека и его духовный путь.В 1950 году на широкие экраны вышла лента «Расёмон». Эта картина открыла зрителям и кинокритикам по всему миру талантливого режиссера и стала началом творческого и трагического пути Куросавы.
С его точки зрения, «этот фильм — отражение жизни, а у жизни всегда простой и ясный смысл».
Лейтмотивом картины становится его высказывание: «Мне кажется теперь, я теряю веру в душу живого человека…».
В 1951 году фильм был номинирован на премию «Оскар» Американской Академии кинематографических искусств и наук в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также получил Гран-при венецианского фестиваля.Другая знаменитая картина Куросавы «Семь самураев» вышла в 1954 году. Фильм повествует о подвиге семи воинов.
Философская драма Курасавы стала откровением для мирового кинематографа. Режиссеру удалось объединить несколько жанров (притча, боевик, приключенческая драма) и создать красивый, гуманный, лирический фильм.
Лента включена в список высочайших достижений искусства, Курасава получил на венском фестивале серебряного льва и премию Юсси как «лучший иностранный режиссер», а картина была отмечена Британской академией в номинации «Лучший фильм».Мировая литература в прочтении Акиры Киросавы
«. Ничто так не говорит о творце, как его творения»,— сказал Куросава в одном из интервью.
Он обращался к произведениям Федора Достоевского и Уильяма Шекспира, Максима Горького и Владимира Арсеньева именно потому, что в них до предела раскрывается правда о человеке.
Его экранизации «Короля Лира», «Макбета», «Идиота», «На дне» и других произведений считаются кинематографической классикой, однако в Японии картины режиссера воспринимались холодно, а самого Куросаву считали приверженцем чуждой европейской культуры.В постановках по произведениям выдающихся писателей Куросава всегда переносил действие в Японию, а героям давал японские имена. Режиссер неоднократно подчеркивал, что национальное сценическое искусство ему не близко, однако в экранизациях шекспировских пьес он использует маски театра Но. .
. Искреннее, глубокое отношение режиссера к классической русской литературе отразилось в экранизациях романов Федора Достоевского «Идиот» и «Униженные и оскорбленные» («Красная борода»,1965) и пьесы Максима Горького «На дне».
Кажется, что Куросава работал над фильмом «Идиот» (1951) так, как писатель — над романом. . Кажется, что Куросаве удалось раскрыть бездну смыслов произведения Достоевского гораздо точнее и полнее российских мэтров кинематографа.
Над фильмом «Дерсу Узала» (1975) по роману Владимира Арсеньева режиссер работал в очень непростой период жизни. Для него эта лента стала своеобразной творческой реабилитацией.
Изгнанный из США, не признанный в Японии, обиженный равнодушием европейских критиков, Куросава взялся за экранизацию прекрасного романа, знакомого российскому читателю и зрителю с детства.
За видимой простотой произведения режиссер увидел красивую историю о судьбе человека и снял такой же красивый фильм.
Картина была удостоена Гран-при Московского кинофестиваля и «Оскара». а также множества других наград разных стран.Согласно результатам различных опросов, фильм часто присутствует в списках величайших фильмов, снятых за всю историю кино.
В одном из интервью Акира Куросава сказал: «Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино — я пропал. Кино — это моя жизнь».
6 сентября 1988 года режиссер умер от сердечного приступа.