«Нужно уменьшить цену этого кресла. Чтобы севший в него не сходил с ума от своего значения. И то слова поперек не скажешь, чтобы в ответ не услышать: «Ты с кем говоришь?! Ты с президентом говоришь!» — объяснял позицию влиятельный внефракционный депутат, знакомый с несколькими президентами Украины.
Но застрельщиком, как два года тому назад, выступил глава МВД.
Еще интересно, что в интервью министр задается вопросом: «Сможем ли мы — украинское общество — предложить то качество элиты, которой реализацию таких полномочий можно поручить? Ведь если он (президент, — прим. ред.) делегирует полномочия негодяям — как это происходит в некоторых сериях «Слуги народа» — это будет очень плохо для страны. Если очередным экспатам — тоже не выход…»
«Аваков, или точнее часть верхушки «Народного фронта», предлагает себя для этой роли и выражает готовность воплощать идею конституционного перераспределения, что, похоже, будет их заделом на будущие парламентские выборы и попыткой остаться в высших эшелонах власти после завершения этого избирательного цикла», — рассуждает эксперт Октисюк.
Однако народный депутат от НФ уверяет, что Аваковым в данном случае движут государственнические интересы.
«Я с ним (министром, — прим. ред.) на эту тему не разговаривал, но полагаю, что 70% его интереса в этой истории — это забота о государстве и 30% — политический расчет. Я его понимаю: у нас каждые президентские выборы оборачиваются серьезными внутренними потрясениями. Пора снизить цену поста президента», — прокомментировал «Стране» народный депутат, попросивший об анонимности.
С другой стороны, возможный проигрыш прежде главного противника идеи — Порошенко дает шанс лоббистам реформы наконец ее воплотить. Когда тема была поднята в 2017-м, президент ее категорически отверг, не согласившись на передачу большей части полномочий парламенту и правительству.
Обсуждался также вариант прописать выборы главы государства Радой, уменьшить количество депутатов до 250-300 и снизить барьер прохождения. Порошенко зарубил все эти варианты.
Но это было тогда.
«Сейчас такая ситуация, что его позиция тоже могла измениться в силу весьма возможного проигрыша на выборах», — предполагает эксперт Бортник.
Впрочем, собеседники издания в президентском именном блоке это отрицают.
Политолог Октисюк допускает, что Зеленскому в случае победы предложенная реформа тоже может быть выгодна.
«Ведь номинального президента будут меньше атаковать. Под ударами окажутся премьер и парламент. Вообще, кто бы не выиграл выборы, столкнется с кризисом легитимности. Порошенко — сразу, а Зеленский — со временем. Повод задуматься о реформе, чтобы спокойно досидеть президентский срок», — рассуждает эксперт.
Околоконституционные нюансы
Впрочем, не сама Конституционная реформа, но настойчивость второй партии власти в этом вопросе вызывает настороженность в парламенте.
Есть мнение, что для НФ это может быть схема захвата всей полноты власти в стране.
Дескать, после вступления изменений в силу будет спровоцирован кризис, и под нажимом бывших добробатов, подконтрольных Авакову, парламент сформирует Кабмин во главе с лидерами НФ.
«Поэтому сначала нужно провести парламентские выборы, а уже потом переписывать Основной закон», — говорит источник в депутатском корпусе.
Эксперт Бондаренко говорит об еще одном спорном моменте.
«Любые изменения в Конституции, принятые в отношении президента, будут касаться только следующего главы государства. До 21 апреля реформу провести не удастся, а значит, народ выберет президента с полномочиями, описанным в данной редакции Конституции».
Ученый-конституционалист Виктор Мусияка придерживается противоположной точки зрения:
«Верховная Рада этого созыва изменила Конституцию, передав президенту право назначать судей пожизненно, чем Порошенко сейчас и занимается. Не вижу преград для других изменений. Хотя важнее для нового президента добиться исполнения действующей Конституции, а не потворствовать ее новому переписыванию», — резюмирует эксперт.
Источник в одной из крупных фракций полагает, что до выборов в Раду изменений Конституции не будет.
«Во-первых, времени осталось мало. Чтоб успеть ввести в действие изменения хотя бы одновременно с выборами парламента нужно первое чтение пройти уже на этой сессии, а второе осенью. Это будет очень сложно.
К тому же, я прогнозирую, что новый президент и его избиратели не будут в восторге от того, что у него крадут полномочия.
Вероятно, не будут в восторге и западные партнеры, которые заподозрят олигархический заговор. Все это вызовет сильное напряжение.
Поэтому, полагаю, что к парламентской республике мы придем уже после выборов в Раду, когда будет понятно, какая там конфигурация сложится.
Я оставляю небольшой шанс на то, что Порошенко сразу после своего поражения на выборах даст команду срочно выносить на голосование законопроект об изменениях в Конституцию в плане преобразования в парламентскую республику.
Но в такой вариант я не очень верю. Уж больно смешно это будет выглядеть», — говорит источник.
Денис Рафальский