Участники встречи поинтересовались у российского министра относительно претензий США на интернационализации СМП и возможных споров по этому вопросу. В присущей ему ироничной манере глава МИД заметил, что не берется «давать характеристику действиям США, которые, действительно, считают, что они одни могут „заказывать музыку“ и создавать свои собственные правила».
Он подчеркнул, что Севморпуть — это российская национальная транспортная артерия, а входящие в СМП водные пространства имеют разный статус. При этом международное право предоставляет прибрежным государствам существенные права по регулированию судоходства в таких морских пространствах. Так, особые права предусмотрены в отношении районов, покрытых льдом, в пределах исключительной экономической зоны.
Глава российского МИД выразил надежду, что на сохранение взаимодействия по использованию СПМ, но при этом заверил, что Россия будет защищать здесь свою безопасность и интересы.
А вот сенатор Алексей Пушков считает, что России следует серьезно готовиться к «битве за Арктику».
«С учётом активности НАТО в Балтийском и Черном морях, а также заявлений Вашингтона и Лондона насчёт намерений противостоять нам в Арктическом регионе, велик риск, что идея его мирного совместного освоения окажется утопией», — выразил он свои опасения на странице в Тwitter.
В свою очередь, военный эксперт издания «Независимая газета» Максим Климов военные возможности российского ВМФ раскритиковал, заявив, что Россия занимается «арктическим фитнесом».
«Мы получили ситуацию, когда сегодня подводные силы ВМФ РФ в подледных условиях фактически небоеспособны. Очевидно, что данная ситуация нетерпима и необходимы решительные меры по ее исправлению в кратчайшие сроки», — считает он.
Политолог-американист, профессор Академии военных наук Сергей Судаков полагает, что США слишком форсируют события в Арктике, и это приводит, прежде всего к тому, что они выбивают «очень приличное» финансирование на формирование собственного флота, новых типов оружия. Более того, говоря о том, что российская активность в Арктике очень высока, США на этом зарабатывают большие деньги.
— Большая восьмерка стран Арктического диалога, а это Россия, Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия, Канада и США, граничит и имеет свои интересы. Но самая большая ответственность находится у России, как преемницы Советского Союза. Надо понимать, что мы сделали самый большой рывок в освоении Арктики.
Мы создали самый большой в мире ледокольный флот, потому что на сегодняшний день ни у кого из этой восьмерки нет такого ледокольного флота как у России. Мы продолжаем реализацию проектов, в том числе в кораблестроении, где мы имеем крупные современные ледоколы.
Мы это делаем для того, чтобы создать новые пути по проведению товаров и грузов. Абсолютно спокойно мы можем проводить баржи и газгольдеры шириной до 50 метров и огромным водоизмещением — от 10 тысяч тонн и выше через арктические льды, чего. По большому счету, никто больше этого делать не может.
Но США считают, что Арктика является также той зоной ответственности, где россияне могут развернуть свои военные силы и оттуда будут баллистическими ракетами доставать Америку. Они полагают, что зона Арктики является не только экономическим интересом России, но и военным и стратегическим. США не видят себя в качестве крупнейшего экономического игрока в Арктике, а они хотели бы этого.
США очень сильно отстали от России и отставание это, по мнению экспертов, от 12 до 20 лет. То есть им надо наращивать все те наработки, которые мы делали еще в советское время и очень успешно. Исходя из этого, США достаточно преуспели в разработках новых видов оружия, которое они с огромным удовольствием размещали бы в Арктике.
Вот здесь получается конфликт двух интересов, двух стран — США и России. И он будет проявляться в том, что США никогда не смогут прости себе, что в 90-е годы они не поставили вопрос о территориальном разделе Арктики. По большому счету, они просто забыли про вопрос Арктике и тот огромный ее кусок, который после распада Советского Союза отошел России. И вот сейчас они хотят вернутся к этому вопросу, чтобы получить свой кусок Арктики, примерно такой же, какой имеет современная Россия. Но увы, их шанс уже потерян навсегда.
«СП»: — Некоторые эксперты выражают сомнение в способности российского военного флота защитит свои интересы в регионе. Насколько это соответствует действительности, на Ваш взгляд?
— Любой читатель может набрать в интернете «ледокольный флот» США, Канады и других стран и посмотреть сколько у них ледоколов в строю. Это так называемые ледоколы береговой охраны. Это такие маленькие лодочки, которые существуют для спасения человека оказавшегося зажатым во льду или терпящих бедствие моряков и т. д. Это не тот ледокольный флот, о котором стоит говорить.
В последние 10 лет мы очень серьезно вложились в новые ледокольные проекты. Например, у России есть мобильные тепло-электростанции на ядерном топливе, а это фактически АЭС, которые мгновенно разворачиваются и дают энергию и тепло, такого класса АЭС у США еще нет. Такого количества кораблей, способных проходить льды от 3 до 4 метров у американцев тоже пока нет. Создать такой флот достаточно тяжелая штука. Создание ледокола по трудозатратам равносильно созданию авианосца. Мы сейчас в полной мере можем реализовывать любые задачи в Арктике.
Многие говорят, что не надо тратиться на оборонку, но именно оборонная отрасль, когда стала развиваться, дала толчок развитию Арктики с огромным количеством недр и фантастически выгодным Севморпутем.
Я недавно был в Южной Корее. На самых высоких эшелонах власти они говорят только об одном: когда вы полномасштабно откроете Севморпуть, потому что мы считаем, что на сегодняшний день это самая эффективная доставка наших грузов.
Кроме того, у корейцев есть такое понятие, как зона безопасности, зона ответственности. Они провели свои анализы и считают, что у России есть не только технические возможности реализации Севморпути, но и военные силы, чтобы гарантировать безопасность российского присутствия в Арктике.