Похороны Маяковского...
У Ильфа и Петрова в набросках к роману «Великий комбинатор» (1930) есть запись: “Остап на похоронах Маяковского. Начальник милиции, извиняясь за беспорядок:
— Не имел опыта в похоронах поэтов. Когда другой такой умрёт, тогда буду знать, как хоронить.
И одного только не знал начальник милиции, что такой поэт бывает раз в столетье”
Три дня - 15, 16, 17 апреля при нескончаемом людском потоке шло прощание с Маяковским в Доме писателей. За это время мимо гроба поэта прошло более 150 000 человек. Было принято решение кремировать тело в открытом тремя годами ранее первом московском крематории близ Донского монастыря. Мозг был изъят для исследований Институтом мозга. К Донскому кладбищу поэта в железном гробу под пение «Интернационала» провожали десятки тысяч поклонников его таланта.
Юрий Олеша рассказывает В.Мейерхольду в письме от 30 апреля 1930 года: “Похороны производили грандиозное впечатление: вся Поварская от Кудринской до Арбата была забита людьми, на оградах, на крышах стояли люди. Шло за гробом тысяч 60, если не больше. Стреляли у крематория в воздух, чтобы дать возможность внести в ворота гроб. Была давка, стояли трамваи — если бы он знал, что так его любят и знают, не застрелился бы…”
Выдержки из газет:
"17 апреля в 6 час. 30 мин. пополудни печь московского крематория испепелит жаром своих тысяч градусов тело поэта Маяковского. Сожжет того, в чьем мозгу вынашивались и рождались большие и горячие мысли. Может быть, такие же горячие, как и пламя кремационной печи". (газета "Труд")
Описание очевидца прощания:
"...Похороны Маяковского состоялись на третий день после смерти... Гроб с телом поднимают на грузовик, обшитый железными листами. Никаких цветов, у гроба - единственный железный венок из молотов, маховиков и винтов с лаконичной надписью "Железному поэту - железный венок"...
Прах поэта 22 года хранился в колумбарии Нового Донского кладбища, но в результате настойчивых действий Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.