Справочно: празднования Дня Победы в формате шествий ветеранов и патриотически настроенных граждан проводились во все времена во многих республиках бывшего СССР, да и в самом Советском Союзе. Некоторые участники торжественных шествий, бывало, выходили почтить память с портретами не вернувшихся с поля боя родных, товарищей, однополчан.
Однако это никогда не являлось главенствующим смыслом праздничных мероприятий. Так было до появления народного движения «Бессмертный полк», в котором именно этот смысл стал основоположным. После чего, спустя несколько лет, появилась государственная акция «Беларусь помнит».
Также в «Большом разговоре» Александр Лукашенко в дискуссии с представителями националистических кругов порассуждал о том, что не нужно спешить с нагнетанием «самостийности», не нужно «рубить с плеча», как этого хотели бы радикальные националисты, а нужно всё делать осторожно, исподволь, исподтишка, и ясно дал понять, что в этом вопросе с националистами «мы одинаково думаем, но не одинаково действуем».
В подтверждение слов Александра Лукашенко второй год подряд 25 марта власти никак не препятствуют проведению праздника националистов «Дня воли», в котором в 2018 году приняли участие даже некоторые высокопоставленные чиновники, а в 2019 году и вовсе националистический шабаш разрешили отмечать несколько дней подряд, 23-24-25 марта, и в разных городах Белоруссии.
Не считая смутного времени после развала СССР, с таким размахом «День воли» в честь провозглашения БНР отмечался только под патронатом гитлеровской администрации в оккупированной Белоруссии в годы Великой Отечественной войны.
На фоне этого 27 марта 2019 года Мингорсуд вынес решение об отказе в удовлетворении кассационной жалобы учредителей общественного объединения «Бессмертный полк».
Очевидно, что большинство белорусского народа по-прежнему свято чтит своих предков и память о Великой Победе.
В этой связи запретить символы Победы — Георгиевскую ленту и акцию «Бессмертный полк» — что называется «в лоб» плохая тактика, это может вызвать раздражение народа, а затем, при совокупности событий, гнев.
Поэтому против символов Победы и смыслов Великой Отечественной войны в ход пошли действия исподтишка, подмена понятий, принижение и забалтывание, то есть методы так называемой «мягкой силы». А именно: использование Георгиевской ленты не рекомендовать, а лучше её заменить новодельными белорусскими символами — яблоневыми, грушевыми, сливовыми бутоньерками, которые, по мнению провластных креативщиков, через весеннюю пору года должны ассоциироваться с Победой 9-го мая.
Международное движение «Бессмертный полк», которое олицетворяет собой Победу, добытую единством, и поэтому поддерживается миллионами людей по всему миру в более чем 80-ти странах, пытаются заменить на акцию «Беларусь помнит», в основе которой — национальная память.
Возникает резонный вопрос: память о чём, о национальной победе? А может, и вовсе не о победе? За этим видится недалеко и внедрение нового смысла на 9 Мая — памяти и скорби в знак солидарности с проигравшей стороной, по примеру бандеровской Украины и лимитрофных Прибалтийских стран.
Да и среди высокопоставленных чиновников всё чаще звучит подмена самого названия и смысла Великой Отечественной войны, которая уже подается в националистической трактовке как Вторая мировая война, с подводом к пониманию о том, что война была не совсем против нас, но на нашей земле. Толерантнее и многовекторнее, наверное, не придумаешь.
Вероятно, в недалеком будущем в разрез с делами и результатом мы еще неоднократно услышим противоречивые выводы по данной теме от государственных служащих разного уровня и от самого Александра Лукашенко. Например, что это мы сами всё неправильно понимаем, что патриотичнее нас нет никого во всём мире, что не надо растаскивать Победу по национальным квартирам и тому подобное. Такова многовекторная политика сдерживания и противовесов удержания баланса при сидении на нескольких стульях.
К сожалению, приходится констатировать, что примеры таких действий исподтишка и «мягкой силы» не единичны, а носят, если ещё не системный, то, по крайней мере, уже тенденциозный характер. Далее будут представлены примеры подобных проявлений.
«И нашим, и вашим и споем, и спляшем»
9 марта 2018 года на польском телеканале БелСат, целенаправленно вещающем на территорию Белоруссии националистическую и русофобскую пропаганду, в программе «Кожны з нас», посвященной теме Белорусской Народной Республики, приняли участие действующие сотрудники Института истории НАН Республики Беларусь.
Валентин Голубев — доктор наук, пр-р НАН РБ (один из основателей БНФ);
Олег Трусов — кандидат исторических наук (один из основателей БНФ);
Владимир Ляховский — кандидат исторических наук, преподаватель БГУ;
Валентин Мазец — кандидат исторических наук, НАН РБ;
Сергей Хоревский — кандидат искусствоведения, историк культуры;
Алексей Елисеев — кандидат исторических наук (единственный человек, который повёл себя на этом мероприятии достойно) и другие.
Напомню, БНР была создана в 1918 году благодаря стараниям националистических кругов без поддержки белорусского народа, зато под покровительством польского и немецкого оккупационного режимов на территории тогдашней Белоруссии. По символике, идеологии и характеру БНР можно считать предтечей БЦР (Белорусская Центральная Рада), созданной также стараниями националистических кругов под патронатом уже гитлеровской Германии в период Великой Отечественной войны на территории оккупированной Белоруссии…
…В середине данной передачи, когда на экране появляется символика БНР и звучит её гимн, все встают, включая сотрудников Института истории НАН Белоруссии (за исключением Алексея Елисеева — за это ему уважение), и начинают подпевать гимну БНР, что фактически можно сравнить с актом публичной присяги на верность БНР, структуры, в настоящее время находящейся на материковой Америке, подконтрольной и действующей в интересах американских элит и разведслужб США.
Время «многовекторных» перевёртышей.
Перенесёмся из Польши в Россию. Ниже будет представлена стенограмма выступления Давыдько Геннадия Брониславовича, руководителя самой массовой республиканской общественной организации «Белая Русь» и экс-руководителя Белтелерадиокомпании, в программе «Право голоса» от 25-го апреля 2018 года «Россия — Белоруссия: шагаем в ногу?», на российском ТВ.
Стенограмма выступления со 2 мин.10 сек.:
«…Обратите внимание (говорит Давыдько Г.Б.) на путь, который мы (белорусы) прошли, очень коротко — через бесчинства большевиков — вырезание всей интеллигенции, вырезание хозяйствующего субъекта на нашей территории. Великая Отечественная война, вернее Вторая мировая война. Чернобыль… вот к чему мы пришли».
И завершает выступление Давыдько Г.Б. следующим (3 мин. 35 сек.):
«…в результате этого длинного пути независимости …мы пришли всё-таки к развитой Европейской стране!»
Подменой понятий, искажением сути исторических процессов и очернением коммунистов-большевиков, благодаря которым была создана БССР с развалом СССР и наступлением смутного времени, никого не удивишь.
Интересно другое: сам Давыдько Г.Б. состоял в КПСС и был коммунистом, затем предал коммунистические идеи, вышел из партии, после чего резко пошел вверх по карьерной лестнице.
Время смуты плодило, до сих пор плодит и будет плодить разного рода «перевертышей». Сейчас они достигли вершины своего «могущества», но им кажется, что этого мало. Хотя для них, наверное, побольше наследить перед уходом — единственная потребность и возможность запомниться.
На пути от националистической истерии к бесноватому нацизму:
♦ это и недавний «наезд» чиновников Министерства культуры на брестских волонтёров, которые работают над восстановлением патриотических надписей Советской эпохи на стенах Брестской крепости;
♦ это и создание провластной профсоюзной организацией памятника непонятно каким жертвам в Куропатах, однако данное дело было поднято как знамя именно националистами;
♦ это и демонтаж памятников советским полководцам, а именно демонтаж в Гродно бюста Чапаеву, на героическом примере которого выросли миллионы наших мальчишек;
♦ особо следует отметить тревожные тенденции — в различных регионах Белоруссии у некоторых государственных служащих вызывает раздражение священный символ Победы — Георгиевская лента, что выражается в попытках подменить этот боевой символ новоделами, либо отгородиться от него, а то и вовсе запретить;
♦ и так далее.
Какой бы долгой ни казалась ночь, необратимо придет рассвет нового дня.
Отказ в регистрации «Бессмертного полка» естественным образом ложится в канву происходящих в Белоруссии событий, которые удивительным образом напоминают библейские сюжеты и персонажей в них.
Переходя из одной библейской притчи в другую, где-то среди многовекторных вариантов развития событий свой путь, вероятно, ищет, но никак не может с ним определиться Александр Лукашенко. Ниже будут представлены все варианты.
Многовекторных чинуш-перевертышей можно сравнить с коллективным Иудой, а возомнивших себя элитой общества местных националистов и иже с ними лжеисториков с коллективным Иродом и Каифой, распявшим Спасителя.
Подобно тому, как ученики вместо совместной молитвы с Христом в Гефсиманском саду проспали приближающуюся угрозу, так же и гражданское общество сейчас «спит в шапку» во время надвигающейся угрозы фашизма с националистическим лицом.
А те силы, которые должны решительно пресечь все неонацистские поползновения в зародыше, остается сравнить с Понтием Пилатом, который своим бездействием «умыл руки» вместо спасения Христа. А может быть, с сотником Лонгином, предтечей Георгия Победоносца?
Однако мы прекрасно знаем, чем закончилась эта библейская история. Была буря, после которой на тысячи лет взошло Солнце новой мировой религии.
Возможно, и сейчас, на наших глазах, в качестве развития прежних верований и убеждений, сквозь тернии к звездам идёт восхождение новой идеологии — культа предков, суть которого в накоплении и приумножении опыта через преемственность поколений, потомкам от пращуров, как истины от истины.
Кому, как не нам — потомкам победителей — является священным долгом проявить уважение к нашим дедам и прадедам, живым и павшим, отдавшим свои жизни на алтарь Победы в Великой Отечественной войне и тем самым смертью смерть поправ.
И теперь наша задача — передать будущим поколениям эстафету рожденного в народе движения «Бессмертный полк» под священным символом Победы — Георгиевской лентой, и таким образом показать нашим предкам, что мы их достойны!