Запад приговорил: Грязная нефть — политическое оружие Кремля
Загрязненная нефть, поставляемая в Европу по нефтепроводу «Дружба», могла быть целенаправленной политической мерой Кремля. С таким предположением выступило немецкое издание Handelsblatt.
Эксперты Handelsblatt отмечают, что загрязнение произошло в момент обострения российско-белорусских отношений. Одной из причин этого служит нежелание России дотировать поставки нефти в Белоруссию, в то время как Минск перепродает ее затем по мировым ценам. Ну, а раз так, грязная нефть могла быть неким сигналом Александру Лукашенко, намекают газетчики.
«Российское правительство сделало маленькой соседней стране предложение об объединении, белорусский президент его отклонил и демонстративно ищет близости с Евросоюзом», — пишет автор статьи, политизируя проблему. Есть, правда, одно «но» — из-за загрязнения был приостановлен транзит нефти и на Украине, а среди пострадавших стран Польша, Германия, Словакия и Чехия.
Неужели столь масштабную «диверсию», да еще и на собственном экспортном нефтепроводе, от которого зависят будущие поставки и как следствие доходы бюджета, Москва провела ради того, чтобы насолить Батьке? Сомнительно. Ведь речь идет о 5 млн тонн нефти стоимостью 2,6 млрд долларов. Причем значительная ее часть — 1,8 млн тонн прошла не через Белорусию, а Украину.
Инцидент настолько серьезный, что Владимир Путин принял с докладом главу «Транснефти» Николая Токарева. Россия понесет материальные и имиджевые потери, уверен президент. По его словам, теперь следует скорректировать систему контроля загрузки нефтепровода. Токареву предложено принять меры и доложить правительству.
Пока виновником произошедшего называют частное предприятие в Самарской области, которое допустило слив углеводородов в нефтепровод без надлежащей товарной подготовки. Речь идет об умышленных действиях. «Чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований», — заявил Токарев, признав и вину «Транснефти».
Собранные компанией материалы переданы в местное ФСБ, которое проводит оперативно-следственные действия. Глава правительства не исключил уголовной ответственности для виновных в происшествии. Правда, в криминальную версию, либо в случайность загрязнения верят не все. В сети можно встретить предположение, что это могло быть инспирировано людьми, связанными в Лукашенко.
Последнее не так уж неправдоподобно, если вспомнить, что вопрос белорусского реэкспорта российской нефти был одной из причин конфликта двух стран. Его, среди прочего, решал наш новый посол в Минске Михаил Бабич, вызвавший своей дотошностью неприятие Лукашенко. После истории с загрязнением жесткий Бабич был отозван в Россию и заменен покладистым Дмитрием Мезенцевым.
Неужели Лукашенко мог «прогнуть» Путина с помощью экономической «диверсии»?
— В Поволжье нефть добывают уже лет сто, — напомнил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Поэтому сейчас запасы нефти там в сотни раз меньше, чем например в той же Западной Сибири. Чтобы извлечь каждую дополнительную тонну нефти на этих сложных месторождениях с большой историей требуются особые технологии.
Обнаруженный в нефти реагент — органический хлор, как раз для этого и использовался. Помогал усилить добычу. Кстати, надо понимать, что когда говорят о «грязной» нефти, то это не значит, что ее нельзя очистить. Просто потребуются дополнительные ресурсы, чтобы это сделать.
— В телеграм-каналах пишут, что Мозырский НПЗ в Белоруссии был построен в советское время специально для переработки нефти с высоким содержанием примесей и был для этого соответствующим образом оборудован. Это правда?
— Россия в направлении Европы пускает нефть с высоким содержанием серы сорта Urals. Количество разного рода примесей там выше, чем в нефти сорта Brent. Так что действительно наши НПЗ на западе строились в расчете на тяжелую нефть. Но это не только наши НПЗ, но и европейские, которые были ориентированы на нефть из СССР.
Но там речь не шла об органическом хлоре. Конкретно это соединение может приводить к проблемам с оборудованием заводов. Хлор вступает в химическую реакцию и оборудование может портиться. Поэтому и был остановлен поток нефти, чтобы потом лишний раз не ремонтировать.
— Как получилось, что грязная нефть пошла не только через Белоруссию, но и через Украину? В итоге среди пострадавших не менее пяти стран. Россию теперь придется платить неустойки?
— Это все сфера ответственности «Транснефти». Нефтепровод «Дружба» идет через Белоруссию. До нее эту нефть никакой из российских НПЗ не использует, поэтому обнаружили загрязнение только в РБ. Путь через Украину — это ответвление от нефтепровода «Дружба».
По неустойкам, конечно, последует реакция и Белоруссии, и других. Претензии будут сначала к одним компаниям, но в итоге все это придет к «Транснефти». «Транснефть» попытается взыскать все с виновника, но говорят, что та компания находится в предбанкротном состоянии, поэтому взыскать вряд ли что-то получится. Разбирательства впереди, а сейчас главная задача — выйти на нормальный режим работы.
О политических аспектах происходящего нам рассказал эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец.
— Я категорически исключаю вероятность того, что Россия могла использовать загрязнение нефти для того, чтобы решать какие-то политические вопросы с Белоруссией.
— Почему?
— Во-первых, это катастрофическая имиджевая потеря, угроза, большой риск. Во-вторых, это материальные потери для компаний. Ведь, компании, уже признавшей убытки, придется компенсировать их либо финансово, либо бесплатными поставками нефти. Кроме того, этот инцидент, возможно, отразится на цене на нефть этой марки на какой-то период.
Я допускаю, что сложившаяся ситуация может использоваться отдельными политиками и изданиями на Западе. Они будут раздувать, но это глупости. Это ситуация скорее всего имеет технологические причины. Информация о том, что соединения, которые помогают извлекать нефть, попали в трубу, например, по недосмотру, представляется наиболее правдоподобной.
Если бы кто-то единовременно залил органические соединения в трубу, то эта масса быстро бы прошла и все. А тут мы видим, что загрязненными оказались большие объемы нефти. Значит, эти соединения попадали из-под земли. Конечно, качество нефти должно было контролироваться. Видимо, этот мониторинг был нарушен, что и привело к таким последствиям.
— Кажется, в Минске не очень-то верят в случайность…
— Белоруссия повела себя не совсем корректно по отношению к России, когда попыталась раздуть из этого политический скандал, выдвигая какие-то в том числе политические, требования. Не надо было выносить сор из избы. Для этого были все возможности, включая перекрытие нефтепровода и очистку загрязненной нефти. А Лукашенко зачем-то решил в очередной раз закатить скандал, который распространился уже на Европу. Это не идет на пользу обеим странам.
— Когда тема загрязнения появилась, Бабич еще был послом, а сегодня уже нет. Получается, что это Минск воспользовался инцидентом, как политическим оружием…
— Да, но мне кажется не нужно связывать Бабича и нефть. Это параллельные истории. Совпадение.
— Разве? Ведь проблема реэкспорта Белоруссией дешевой российской нефти — одна из проблем, которая решалась присутствием в республике Бабича…
— 1 апреля Путиным было подписано соглашение о запрете Белоруссии реэкспорта беспошлинной российской нефти в третьи страны. Теперь можно покупать нефтепродукты, выработанные российскими НПЗ, только для внутренних белорусских нужд. Хотя нефтепродукты, выработанные из российской нефти, перепродавать по-прежнему можно. Очевидно, Бабич приложил руку и к этому соглашению, чего не мог простить Лукашенко.
— Что можно сказать о политическом контексте происходящих событий? Все-таки не каждый день Кремль так явно уступает внешнему давлению и отзывает собственного посла…
— Деятельность Бабича заключалась в том, чтобы добиться выполнения всех наших договоренностей в рамках союзного государства. Чтобы оно, наконец, заработало.
Бабич наносил визиты на белорусские заводы, фабрики — посетил их больше, чем Лукашенко за тот же период.
Также у Бабича было несколько публичных выступлений в российских СМИ. В белорусских это было запрещено. Там он озвучил проблемные темы: субсидирование Россией белорусской экономики, доступ на рынок и т. д.
Кроме того, Бабич впервые стал встречаться с представителями гражданского общества Белоруссии. В частности, с двумя бывшими кандидатами в президенты.
Ясно, что Александру Григорьевичу все это не могло понравиться. МИД Белоруссии начал в недружественной форме давать Бабичу оценки. Обозвал «счетоводом», «бухгалтером» и прочее.
Кульминация случилась 12 апреля, когда Лукашенко и Бабич вступил в прямой заочный конфликт. Думаю, тогда и был решен вопрос об отзыве российского посла. Теперь Бабич покидает Белоруссию.