Пресс-служба Зеленского сообщила: «Во время встречи обсуждались проблемы, которые стоят перед украинцами, в частности, многолетний конфликт на Донбассе. Новоизбранный глава государства и митрополит Епифаний были едины в том, что Церковь должна молиться, а государство — делать все, чтобы все регионы нашей страны жили в мире и покое. Также обговаривались темы борьбы с коррупцией и бедностью».
Основной месседж этого информационного сообщения: Церковь — отдельно, а государство — отдельно. Государство должно заниматься государственными делами и не вмешиваться в дела религиозные. Церковь должна отвечать взаимностью. Она должна молиться.
Вряд ли это проговаривали на встрече Зеленского и Епифания, но от себя добавим: Церковь должна молиться, а не захватывать чужие храмы, избивать прихожан, выбрасывать священников с детьми из их домов на улицу, подделывать документы и нарушать законодательство при переводах общин в «правильную» юрисдикцию, манипулировать с государственной регистрацией своих общин и епархий, угрожать расправой верующим УПЦ, воровать Благодатный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме и многое другое.
В сообщении не сказано, что Церковь и государство должны сотрудничать или помогать друг другу. Нет, были разграничены сферы деятельности: Церкви — молитва, государству — обеспечение мира и спокойствия.
«Церковь должна молиться, а государство — делать все, чтобы все регионы нашей страны жили в мире и покое».
Пресс-служба Владимира Зеленского
По результатам встречи Думенко написал на своей странице в Facebook: «Встретился с избранным Президентом Владимиром Зеленским. Буду молиться, чтобы Бог дал новому главе государства силы выдержать груз ответственности за единство Украины. Мы должны вместе беречь и приумножать то, что украинцы уже получили».
Однако нелишне вспомнить, какой была риторика Епифания Думенко перед президентскими выборами, как он показательно агитировал за соперника Зеленского на выборах — пока еще действующего Президента Петра Порошенко, как рекламировал этого кандидата во время пресловутого «Томос-тура» по городам Украины. Как он прямо высказывался, что не видит на посту Президента Украины никого, кроме Порошенко. Как один из его подчиненных, «клирик» Владимирского собора «протоиерей» Петр Зинич вообще заявил: «Все, кто проголосует за клоуна Зеленского, будут гореть в аду».
И за эти высказывания Епифаний не наложил на Зинича никаких прещений или наказаний. Начальство ПЦУ даже не осудило публично обещание «гореть в аду», адресованное 13 541 528 украинских граждан (столько проголосовало за Владимира Зеленского). И вот теперь господин Думенко желает Зеленскому всех благ и даже обещает за него молиться. Что ж, Томос в помощь.
Владимир Зеленский и Филарет Денисенко
Пресс-служба будущего Президента сообщила: «Владыка поздравил новоизбранного главу государства с победой на выборах и призвал использовать данную ему власть для содействия добру и преодоления зла. Владимир Зеленский поблагодарил патриарха за встречу и общение. Затем патриарх Филарет вручил новоизбранному Президенту памятный подарок».
А ведь еще недавно, 12 апреля 2019 года, Филарет Денисенко в эфире одного из украинских телеканалов говорил, что, по его мнению, Зеленский будет поддерживать Украинскую Православную Церковь: «Украинская Церковь Московского Патриархата надеется, что он будет поддерживать ее. И мы думаем, что будет поддерживать. Результат может быть таким, что объединение или прекратится совсем, или будет очень медленным».
В УПЦ никто не надеется на поддержку со стороны Владимира Зеленского. Надеются лишь на то, что он, став президентом, не будет допускать того беззакония в отношении УПЦ, которое позволяет себе Петр Порошенко.
Владимир Зеленский и Блаженнейший Митрополит Онуфрий
Все та же пресс-служба Зеленского сообщила: «Во время встречи обсуждались вопросы развития общечеловеческих ценностей, отдельно сосредоточили внимание на ситуации на востоке. Владимир Зеленский и Митрополит Онуфрий отметили, что государство и Церковь должны приложить максимум усилий для налаживания мира и восстановления единства Украины».
В чем кардинальное отличие этого сообщения от того, что говорила пресс-служба о встрече с Епифанием? В том, что здесь говорится о совместных усилиях Церкви и государства по налаживанию мира и восстановления единства Украины. В сообщении о встрече с Епифанием сказано, что наоборот: Церковь молится, а государство налаживает мир, по отдельности.
Вот в этом вся разница, в этом ответ на вопрос: зачем Зеленский встречался с предстоятелями православных конфессий. Перед будущим Президентом с самых первых дней его правления будут стоять неотложные задачи по обеспечению мира и восстановлению территориальной целостности государства.
Епифаний и Филарет в этом не могут помочь никак и в силу своей агрессивной политики, и в силу того, что они просто объективно ничего не могут сделать в этом плане. Другое дело — Митрополит Онуфрий и Украинская Православная Церковь. На сегодняшний день это единственная украинская структура, которая осуществляет свою деятельность на всей территории Украины, включая Крым.
В УПЦ не надеются на поддержку со стороны Владимира Зеленского. Надеются лишь на то, что он, став президентом, не будет допускать того беззакония в отношении УПЦ.
УПЦ не отторгала от себя ни людей, живущих на Донбассе, ни жителей Крыма, ни вообще кого бы то ни было. Епископы и священники УПЦ несут свое служение и в Крыму, и в непризнанных ДНР и ЛНР, так же, как и на территории остальной Украины. УПЦ сохранила и возможность морального влияния на людей, живущих на всей территории нашей страны, и возможность доносить свою точку зрения до всех граждан Украины, независимо от их места жительства. Ничем подобным в Украине не обладают ни ПЦУ, ни какая-либо другая организация.
Еще во время предвыборной кампании Владимир Зеленский говорил, что его первым делом на посту президента будет освобождение украинских моряков из российской тюрьмы, где они оказались после керченского инцидента в ноябре 2018 года. Зеленскому прекрасно известно, что Украинская Православная Церковь была единственной, кто смог организовать обмен пленными и освобождение украинских воинов из тюрем ДНР и ЛНР. Наверняка, советники Зеленского обратили его внимание на то, что если удастся с помощью УПЦ освободить украинских моряков, это будет очень хорошим началом его президентства и большим подспорьем на приближающихся парламентских выборах (возможно, досрочных).
УПЦ готова помогать в этом Владимиру Зеленскому, как и любому другому человеку на посту президента. Церковь вообще старается помогать людям, оказавшимся в плену, независимо от того, кто руководит государством. И Церковь вправе рассчитывать на то, что государство будет соблюдать закон и действовать справедливо по отношению к ней.
Издание «Страна», ссылаясь на свои источники, сообщило, что на встрече Митрополита Онуфрия и Владимира Зеленского обсуждали миротворческий потенциал УПЦ в разрешении существующих конфликтов. «По сути ведь епархии УПЦ — это единственное, что осталось украинского на неконтролируемых территориях. И этот момент тоже проговаривали», — сообщил источник «Страны».
Так что не УПЦ надеется на помощь Зеленского, как заявлял Филарет, а скорее Зеленский рассчитывает на помощь УПЦ. И он ее действительно получит, даже без всяких встречных условий, если это поможет людям и будет способствовать установлению мира в нашей стране.
Ну, и наконец, с кем Владимир Зеленский, по логике вещей, тоже должен был встретиться, но не встретился. Это глава украинских католиков православного обряда Святослав Шевчук. Украинская греко-католическая Церковь тоже называет себя и православной, и «Церковью Владимирова Крещения», и исконно украинской, и даже Пасху празднует вместе с православными. УГКЦ довольно многочисленна — примерно 3 800 приходов — и довольно активна в политическом плане. Однако новоизбранный президент почему-то не удостоил ее лидера своим визитом.
Правда, УГКЦ, так же, как и ПЦУ, активно агитировала за Порошенко на выборах, а Святослав Шевчук призывал: «Не дадим никому высмеять Украину» (намекая на Зеленского как комика). И, в отличие от Филарета и Епифания, Шевчук так и не поздравил Зеленского с победой на выборах. Но все же это не является достаточным основанием для игнорирования Святослава главы УГКЦ. Возможно, их встреча еще состоится в будущем, а возможно, Зеленский осознает, что униаты прочно связали себя с его политическими оппонентами и враждебны по отношению к нему.
Ну, а что до пока еще действующего Президента Украины Петра Порошенко, то он во вторник, 30 апреля 2019 г., раскрыл все свои карты. Пребывая с визитом в стенах Украинского католического университета (УКУ), он объявил этот католический (даже не греко-католический) вуз не больше не меньше как символом украинскости.
Ни одна православная конфессия, даже ПЦУ с Томосом, не удостаивалась от него таких эпитетов. Этими словами уходящий Президент яснее ясного показал, на чьей стороне его истинные симпатии, и куда бы он повел ПЦУ, останься он в президентском кресле еще на пять лет.
Таким образом, можно сделать осторожные выводы о том, что:
Во-первых, Владимир Зеленский не будет отдавать предпочтение какой-либо одной религиозной конфессии, а постарается поставить их в одинаковые законодательные условия. Следовательно…
Во-вторых, прекратятся разнарядки главам сельских советов и главам районных администраций перевести в ПЦУ столько-то общин. Прекратятся наезды на епископат и духовенство УПЦ со стороны Службы безопасности Украины и других силовых структур, показательные вызовы на беседы, открытые уголовные дела и т. д.
В-третьих, религиозным конфессиям придется основывать свою деятельность не на админресурсе, а на своих внутренних силах: вере, убеждениях, моральном облике и т. д. Следовательно…
В-четвертых, насильственные переводы общин в ПЦУ могут прекратиться, а захваченные храмы по судебным решениям могут вернуть УПЦ.
В-пятых, Зеленскому от УПЦ нужна вполне конкретная помощь. В первую очередь в возвращении украинских моряков, а далее — в разрешении конфликта на Донбассе.
В-шестых, Украинской Православной Церкви необходимо избежать соблазна расслабиться, что, мол, все худшее уже позади. Нет, угроза Церкви может прийти в любой момент откуда и не ждешь.
Поэтому нужно не смотреть на президентов и политиков, а жить по Евангелию. Тогда при любой власти и любых политических раскладах Церковь останется Церковью, а не превратится в одну из опор государственности.