— относительно небольшой по сравнению с президентским рейтингом Зеленского рейтинг его партии «Слуга народа», которая, хоть и лидирует с большим отрывом от ближайших преследователей, но набирает 27,9% голосов;
— относительно высокий (13,2%) рейтинг БПП, занимающего третью позицию, между «Оппозиционной платформой — За жизнь!» (15,8%) и «Батькивщиной» (12,4%).
Это, конечно, данные интересные, но вполне объяснимые, а главное, подверженные изменениям. Рейтинг «Слуги народа» вполне соответствует рейтингу Зеленского в первом туре. Проседание партии Тимошенко тоже естественно —после того как она проиграла президентские выборы, часть её бывших сторонников утратили веру в способность Юлии Владимировны вернуться в большую политику.
Но надо отметить, что результат её политической силы даёт Тимошенко шанс поучаствовать в торге вокруг коалиции. Причём к выборам рейтинг «Батькивщины» может существенно подрасти и практически сравняться с результатом «Оппозиционной платформы» Бойко/Медведчука/Рабиновича. Дело в том, что Порошенко, хоть и проиграл выборы, ещё остаётся президентом. Поэтому рейтинг его политической силы в значительной мере формируется той группой избирателей, которая всегда голосует за власть. Их в любом обществе 5-10%. То есть после инаугурации Зеленского БПП должен достаточно быстро потерять до 10% сторонников. Наверное, через месяц он ещё будет преодолевать 5%-ный барьер, но, чтобы и через полгода сохранить проходной результат, придётся хорошо постараться. Не уверен, что Порошенко и остатки его команды на это способны. Часть избирателей Порошенко должны уйти к Тимошенко, часть к Зеленскому. Для Тимошенко это будет чистый рост, а вот что касается «Слуги народа», то там переход части избирателей от Порошенко скорее всего просто замедлит процесс падения рейтинга под влиянием отхода от политической силы Зеленского разочарованных избирателей Юго-Востока. В течение первого месяца, может, двух рейтинг «Слуги народа» ещё может показывать умеренный рост, а дальше должна начаться стагнация и постепенное падение. Если к выборам партия Зеленского подойдёт с рейтингом 25-27%, то для неё это будет хорошо.
«Батькивщина», если оппоненты не допустят грубых ошибок, может подрасти процентов на 3-5, соответственно набирая 15,5-17,5%. Больше будет, если пропорошенковская политсила (БПП или «Солидарность») упадёт ниже проходного барьера. Тогда избиратель окончательно отвернётся от неё как от неперспективной, и «Батькивщина» может дорасти до 20% (скорее на пару процентов ниже и вряд ли выше).
«Оппозиционная платформа — За жизнь!» резервы практически исчерпала. Они могут рассчитывать на часть избирателей «Оппозиционного блока» (который с результатом 1,9% далёк от попадания в Раду), а также на часть от 3-4% разного рода псевдосоциалистических и пострегиональных партийных проектов, каждый из которых набирает от 0,4% до 0,8%. Очевидно, что для проекта Бойко/Медведчука/Рабиновича 20% тоже будут хорошим результатом, за который ещё надо побороться.
А вот дальше начинается самое интересное. Сразу за группой из четырёх партий, которые пока проходят 5%-ный барьер, расположились ещё четыре партии, находящиеся на грани прохождения либо в непосредственной близости от барьера. Это Радикальная партия Ляшко (4,9%), «Гражданская позиция» Гриценко (4,8%), «Сила и Честь» Смешко (4,2%) и «Свобода» Тягныбока (3,8%). Нетрудно заметить, что это силы, представляющие радикально-националистический электорат, либо близкие им по духу «патриоты» Украины, тоскующие по сильной руке («украинскому Пиночету», как презентует себя Гриценко). Только эти четыре политические силы на данном этапе объединяют 17,7% избирателей. Если они пройдут в Раду, а при минимально толковой кампании в этом нет никакой сложности, то их совокупный показатель должен быть не ниже 20% (5% — проходной барьер).
Есть ли у них резервы? Есть. Ниже в этом же списке находятся «Национальный корпус» Билецкого (1,4%), УКРОП Коломойского (0,9%), «Сраведливость» Наливайченко (0,8%), «Народный фронт» Яценюка/Авакова (0,8%). Кроме того, можно учесть и «Самопомощь» Садового (1,5%), которая опирается на близкий по взглядам электорат. Итого: чистыми национал-радикалы и сторонники «патриотической» диктатуры имеют в резерве (у непроходных партий) 5,4%. То есть даже на сегодня их совокупный ресурс составляет 23,1%. Это второй результат после «Слуги народа» (если Зеленскому ещё удастся удержать рейтинг партии на достаточном уровне).
При этом надо иметь в виду, что часть избирателей, уходящих от Порошенко и разочарованных в Зеленском, также будет примыкать к радикалам. Поэтому если мы скромно оценим их совокупный электоральный потенциал в 25%, то цифра вряд ли будет завышенной, скорее заниженной. Также надо обратить внимание, что «Национальный корпус» показывает практически такой же результат, как «Самопомощь», и почти в два раза лучший, чем «Народный фронт». Но проекты Садового и Яценюка на прошлых выборах пошли в парламент и показали неплохие результаты. Совокупными усилиями Аваков и Коломойский могут протолкнуть «Национальный корпус» в Раду следующего созыва. Регионалы в своё время затолкали в Раду «Свободу» Тягныбока, имевшую сравнимый рейтинг.
Проблема правых радикалов заключается в том, что, даже если 3-4 или пять их проектов пройдёт в парламент, это не значит, что они создадут некое подобие праворадикального межфракционного объединения. Но если на них будет оказано соответствующее давление спонсоров, то могут и объединиться, на время отложив противоречия и амбиции. Однако независимо от их способности согласованно действовать результат налицо — совокупные правые (это те, которые «фашизма на Украине нет, радикалы набирают смешной процент голосов») впервые легко берут 25% — больше, чем способны собрать совокупные силы Юго-Востока (20%). Причём надо иметь в виду, что правые радикалы есть не только в составе партий, которые однозначно выступают с позиций установления на Украине «патриотической» диктатуры. Их достаточно и в относительно умеренных «Батькивщине» и БПП. Они есть и среди сторонников Зеленского. В то же время сторонники «Оппозиционного блока» и «Оппозиционной платформы» настроены отнюдь не радикально. Как правило, это люди, исповедующие парламентские методы борьбы, стремящиеся к общеукраинскому компромиссу и не готовые противопоставлять силу насилию.
Так что следующий украинский парламент, когда бы он ни избирался и кто бы в него ни избрался, будет не менее право-радикальным, чем нынешний, но будет чётче структурирован, а сами правые силы будут значительно более управляемыми, что увеличит соблазн официальной коалиции с ними «умеренных» националистов. Плюс в любом случае при таком уровне общественной поддержки, с учётом методов работы правых радикалов исполнительная и законодательная власть будет ощущать растущее давление право-радикальной улицы.