У них дети, и Джованна, видя счастье Антонио, возвращается домой. Гордость не позволяет ей рассказать правду, и она сообщает всем,
что муж действительно убит.
Проходят годы. Антонио, который работает на советском заводе, получает от завкома туристическую путевку в Италию и там встречается с первой женой. Между ними снова вспыхивает любовь.
Но Джованна прогоняет его — она не хочет оставлять тех,
русских детей, без отца, лишить его новой родины,
которую он полюбил…
🎬В Риме 13 марта 1970 года состоялась скандальная премьера советско-итальянского фильма «Подсолнухи» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. Представители СССР на нее демонстративно не явились, а авторами фильма занялся КГБ.
Успех фильму в Италии был гарантирован, так как тема пропавших на Восточном фронте солдат была весьма актуальна. Правда заключалась в том, что огромное количество итальянских солдат и офицеров умерло в советском плену от голода и болезней, но признаться в этом руководители СССР не могли. И на все запросы из Италии отвечали, что данными о не возвратившихся из плена солдатах не располагают.
Все это привело к тому, что в Италии продолжали верить, что пленные остаются в лагерях, а часть итальянцев женились на русских женщинах, живут в СССР, но им запрещают сообщать о себе на родину.
Почему советское руководство согласилось ставить такой фильм, наверное, так навсегда и останется загадкой.
Hо спохватились советские чиновники лишь когда фильм был смонтирован.
Посол СССР в Италии H.С.Рыжов потребовал изъятия из фильма эпизода с кладбищем итальянских солдат на Украине.
Итальянцы попытались найти компромисс.
Карло Понти в одном из интервью тех лет писал советским чиновникам: «Я не думал, что такую серьезную форму примет ваше требование.
Но сейчас, когда картина уже окончательно сделана на одной пленке и представляет собой уже единое художественное произведение, а сцена кладбища – одна из основных игровых сцен актрисы Софи Лорен, этот эпизод уже невозможно удалить, к тому же за два дня до объявленной премьеры, и ни Де Сика, ни Дзаваттини, ни другие авторы не пойдут на то, чтобы изуродовать фильм».
Фильм был снабжен титрами о том, что вся история вымышлена и все совпадения случайны. А Карло Понти дал письменные гарантии послу, что все члены съемочной группы подтвердят, что никаких кладбищ итальянских солдат в СССР нет. Hо посол Рыжов был непреклонен.
Он запретил советским гражданам идти на премьеру и предшествовавшую ей пресс-конференцию.
«Подсолнухи», итальянские кинематографисты снимали в нашей стране с помощью советских коллег. Генеральный директор студии «Мосфильм» В.Н.Сурин получил телеграмму от режиссера-постановщика картины «Подсолнухи» Витторио Де Сика: «В связи с огромным успехом фильма «Подсолнухи» я хочу выразить Вам свою благодарность за помощь и сердечное отношение во время моей незабываемой командировки в России.
Примите мой самый сердечный привет».
Актрисе Людмиле Савельевой, исполнившей в фильме одну из главных ролей, Де Сика написал: «Дорогая Людмила! Фильм «Подсолнухи» имеет в Италии большой успех, и я счастлив за тебя, за твой успех.
Критика и зрители в восторге от твоей игры».
🎬 И ЕЩЁ Интересные факты о съёмках фильме «Подсолнухи»
– Съемки картины «Подсолнухи» проходили на территории СССР. Интересно, что эпизод, когда Софи Лорен приезжает в советскую глубинку узнать, что случилось с Антонио, снимался в деревне Захарково. Захарково – бывшая деревня на северо-западе от Москвы. Сегодня эта территория относится к району Южное Тушино.
– Известно, что премьера картины «Подсолнухи» должна была пройти в Международный женский день – 8 марта 1970 года.
Сам продюсер киноленты, знаменитый итальянский кинематографист Карло Понти, приехал в СССР накануне, чтобы просить устроить премьеру именно в этот день, потому как в картине показана судьба двух женщин – итальянки Джованны и русской женщины Маши.
Тем не менее выход картины на экраны пришлось отложить на пять дней, потому что представители Госкино СССР потребовали внести изменения в уже готовую картину. В итоге премьера фильма состоялась 13 марта 1970 года в Риме, в Италии.
Интересно, что представители СССР на премьеру картины не приехали в силу разногласий с итальянской стороной.
– В московских эпизодах, когда героиня Софи Лорен уже приезжает в Москву, можно видеть храм Архангела Михаила, который расположен в районе Тропарево. Через пять лет эта церковь была снята советским режиссером Эльдаром Рязановым в культовом фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!».
Витторио де Сика удивительно гармоничный и подлинно народный режиссёр. В своих фильмах он повествует о чувствах и личной жизни простых итальянцев, стремится выразить эмоциональность своего народа. И часто говорит о том, что перед основными человеческими истинами всё прочее меркнет. Недаром он оказался так близок и интересен самым разным, в том числе, в своё время, и советским зрителям.
«Подсолнухи», сумев отдалиться от некоторых запретов социалистического реализма, рассказали советским гражданам о понятных в любой стране взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о горечи расставания, и о том, каким ударом сказалась война, как в отдельно взятой семье, так и в жизнях миллионов семей, чьи кормильцы остались лежать под подсолнухами.
Глубокая скорбь по утратам войны, по её необратимости, и по необратимости разлуки двух любящих друг друга людей — близка очень многим, как живущим в 70-е годы, так и живущим сейчас.
Мобилизация в Италии затронула огромные количества молодых людей, в том числе и Антонио. Он не хочет на войну, старается, как может, избежать призыва. Они с Джованной женятся, ведь брак даёт отсрочку на 10 дней.
По её истечении Антонио пытается сбежать, скрыться, однако это остаётся всего лишь жалкими лихорадочными рывками, его ловят… и отправляют на русский фронт. На вокзале, под торжественную музыку страна провожает своих героев, многим из которых будет не суждено вернуться домой.
Начинается фильм как комедия, но постепенно переходит в трагедию. Да иначе и быть не может, ведь война — это всегда трагедия. Трагедия, которая способна навсегда разлучить двух близких друг к другу людей. И как бы не была велика смелость Джованны в поисках её мужа в России, всё же им уже не суждено быть вместе, даже если он живой, даже если она его нашла…
Печальные тона и светлая грусть картины говорят о неоспоримом приоритете искренних человеческих порывов перед всем остальным прочим, о любви, о душевных качествах и духовной памяти.
Война меркнет по сравнению с любовью, хоть и налагает свои обязанности на неё, хотя и может сделать невозможной жизнь с любимым человеком. Но при тяжелейших обстоятельствах, а бывают и такие обстоятельства; против которых человек бессилен; важно бережно хранить и беречь цветок, не давать ему вянуть из-за обстоятельств.
Война делает своё дело, и мы должны сохранять целостность нашей внутренней духовной культуры не смотря ни на что. Основная тема Подсолнухов — грусть и ностальгия по человеку, втянутому в войну, которого эта ужаснейшая бойня разбивает, уносит.
Подсолнухи — один из лучших антивоенных фильмов! О молодости и любви, загубленных войной. Для меня этот фильм, как страстное осуждение ВОЙНЫ, калечащей любовь и человеческие судьбы!
Дуэт Мастроянни и Лорен можно было наблюдать и в «Браке по-итальянски», где они сыграли так, как никто бы не сыграл: экспрессивные, яркие, дерзкие, сильные духом. Их образы в «Подсолнухах» также незабываемы
. А сама история — ода Любви, какая она есть.
Фильм доказывает, что это чувство, которое часто ставят превыше всех остальных и венчают короной величия, далеко не всегда является наиважнейшим, и что есть принципы, есть чувство долга, преданности, которые идут с ним вразрез. Это рассказ о сильном мужчине и сильной женщине, которые, волею судьбы, стали одним целым, а позже, по той же воле рока, были разлучены.
И ещё хочется отметить — это великолепную, просто незабываемую и проникновенную музыку в фильме. Недаром саундтрек был выполнен под руководством самого Генри Манчини — великолепного композитора, написавшего музыку ко многим хорошим фильмам.
Номинация на Оскар тому подтверждение. Главная мелодия звучит в голове ещё долгое время после завершения просмотра, она будет переливаться в моей памяти ещё не раз, а в моменты особого драматизма просто идеальна — сложно найти более удачное сочетания музыки и кадра!
Что особо хочется подчеркнуть, так это правдоподобный показ Советского Союза и российской действительности.
Действительно Софи Лорен, идущая по Красной площади и Марчелло Мастроянни, едущий в кузове УАЗика — это настоящий подарок для ценителей творчества этих актёров.
Переполненное метро, кричащий стадион, мужчины, возвращающиеся домой с завода — всё это выглядит реалистично, ничего общего в показе русских глазами американцев.
Запоминающимся и символичным в фильме является образ подсолнуха — продолжения земной жизни павшего в бою солдата. А лично для Джованны (героини Лорен), образ подсолнуха связан с личной потерей своего возлюбленного Антонио (Мастроянни).
Он мертв для нее, но память о нем жива и светла, как цветок подсолнуха.
P.S. Словарь символов сообщает, что подсолнух – это символ поклонения Солнцу, символ радости и полноты жизни. А также, что подсолнух у многих народов почитается как цветок, способный выдержать «взгляд» Солнца.