ЕАЭС
Между прочим, для белорусского президента 29 мая 2014 года в какой-то степени стал днем профессионального успеха. Тогда, пять лет назад, за подписание документов, учреждающих ЕАЭС, А. Лукашенко путем элементарного шантажа вытянул из российского бюджета 2 миллиарда долларов. Иными словами, белорусский президент продал участие Беларуси в евразийском интеграционном проекте, что позволяет ему последние два года постоянно выражать недовольство медленными темпами развития ЕАЭС.
Видимо, современный ЕАЭС не воплотил в жизнь надежды «корпорации Беларусь», контрольный пакет от которой находится в руках «семьи» А. Лукашенко, о доступе к российским нефти/газу и российскому рынку. В этом недовольстве белорусской стороны евразийской интеграцией есть и стратегический аспект.
Дело в том, что А. Лукашенко, рассчитывая сохранить иждивенческий формат Союзного государства, стремится сконцентрировать экономические отношения между Беларусью и Россию исключительно в формате дотаций. Развитая система дотирования и субсидирования белорусской экономики со стороны России, естественно, не вписывается в формат экономической интеграции ЕАЭС. Воспринимая РФ исключительно в качестве белорусской сырьевой колонии и системного финансового донора, Минск не хотел делить Москву (прежде всего ресурсы России) с тем же Казахстаном, не говоря уже о Киргизии и Армении.
В историческом плане стоит напомнить деструктивную роль белорусских властей в период «борьбы двух интеграций» в 2012-2013 годах. В те «предмайданные» годы Минск категорически не устраивало появление в рядах евразийского интеграционного проекта Украины, известной своим неограниченным аппетитом в отношении российских ресурсов. Президент Лукашенко не без оснований полагал, что он не совладает с В. Януковичем, деля дотации российского бюджета. Львиную часть российской поддержки, как считали в белорусском руководстве, обязательно оттянет на себя Украина.
Косвенным результатом позиции Минска, подрывающей все усилия Москвы, в свою очередь, не жалеющих усилий по втягиванию Киева в евразийскую интеграцию (весной 2013 года Украина стала наблюдателем в Таможенном союзе), стал полномасштабный политический кризис на Украине осенью 2013 г., переросший в Евромайдан.
Возвращаясь к ЕАЭС, стоит напомнить, что официальный Минск никогда не упускал случая для того, чтобы использовать «партнеров» по ЕАЭС в организации давления на Россию. В данной закулисной игре на площадке евразийского интеграционного проекта белорусская сторона, ювелирно стравливая «союзников» и одновременно натравливая их на Москву, неоднократно достигала успеха, сохраняя собственный доступ к российским ресурсам и рынку, бдительно оберегая свои позиции в диалоге с российским руководством. В основе особых отношений РБ с РФ лежит Союзное государство, чем Минск неоднократно пользовался с односторонней выгодой для себя.
Год прошел – юбилейный Высший Госсовет
21 июня 2019 года должен состояться очередной Высший государственный совет СГ. Символично то, что ровно год назад в Минске состоялся точно такой же ВГС, на котором российской стороной очень осторожно, но настойчиво был поставлен вопрос об изменении иждивенческого формата Союзного государства. За минувший год российско-белорусские отношения вошли в системный кризис, который, тем не менее, во многом благодаря усилиям России, так и не вырвался на поле полномасштабной конфронтации в российском информационном пространстве, чего не скажешь, конечно, о белорусском СМИ.
Прошедшие двенадцать месяцев войдут в историю российско-белорусских отношений в качестве примера невиданного и очень упорного противостояния, когда одна из сторон использовала практически все политические инструменты, чтобы поменять основу союзных отношений, а другая сторона – отстоять интеграцию в старом, дотационном формате. За эти месяцы в российско-белорусских отношениях чего только не происходило: обострение отношений в июле и декабре 2018 г., метания А. Лукашенко между Минском и Москвой в конце 2018 года, бессмысленные катания на лыжах в горах Сочи, конфликт вокруг российского посла М. Бабича, эскалация информационно-политического давления на российскую общественность и политический класс со стороны белорусского лобби в Москве и т.д.
На этой незримой закулисной войне были свои победители и побежденные, уступки и провалы, арестованные и отозванные. Но главный вывод для Москвы неутешителен – повернуть Минск к углублению интеграции не удалось. Минск не принял формулы: «больше дотаций – больше интеграции» и «сначала интеграция, затем дотации», отстаивая не просто право на дотации по принципу «если России нужен союзник на Западе…», но и некий особый статус Беларуси для России, подразумевающий, по мнению большей части белорусского политического класса, некую «священную» обязанность России и дальше наращивать финансово-ресурсную поддержку Беларуси.
Дошли до края…
Проблема усугублена тем, что Москва исчерпала переговорные ресурсы для диалога с Минском. Индикатором переговорного кризиса стал инцидент в Пекине в конце апреля 2019 г. В Нур-Султане президент России, демонстрируя в целом вполне доброжелательный подход к «партнеру» по Союзному государству и несмотря на хорошо известной Москве театральный талант А. Лукашенко, не выразил желания обсудить с белорусским президентом насущные проблемы союзных отношений. Понятно, что два-три часа в расписании встречи вполне можно было бы выкроить, но все переговоры отложены на три недели.
С другой стороны, у белорусской стороны есть серьезные проблемы в противостоянии с Москвой. Прежде всего, Минск, не желая терять дотационную систему Союзного государства, за прошедший год так и не смог сформулировать реалистичный и неопровержимый аргументный ряд, обосновывающий сохранение финансово-ресурсной поддержки со стороны российского федерального бюджета.
Внешнеполитический крен
Кроме того, стоит напомнить, что выравнивание союзного баланса подразумевает изменение внешнеполитического курса Беларуси, который в настоящее время под руководством В. Макея носит откровенно антироссийский характер: бизнес на войне на Донбассе, игра на стороне Киева в минском процессе, солидарность с санкциями Евросоюза против России – контрабандный транзит санкционных товаров, политическая игра Минска на Южном Кавказе, игнорирование российского статуса Крыма, развитие отношений с «Восточным партнерством», раскручивание инициативы «Хельсинки-2» - фактически международный трибунал над Россией, как «нарушительнице» границ в Европе, антироссийская деятельность В. Макея в Евросоюзе и США и т.д.
Оправдания внешнеполитического курса Минска, воспроизводимые экспертами МИДа РБ и белорусским лобби в Москве, выглядят крайне неубедительно. Весь прошедший год Минск упорно продолжал навязывать Москве белорусское посредничество с Киевом и Западом, попутно убеждая, что без Минска Россия не наладит отношений со странами Прибалтики и т.д. Иногда попытки белорусского руководства втиснуться между Россией и Украиной приобретали едва ли не истеричный характер.
С одной стороны, МИД РБ не хочет признать тот факт, что Москва, если только не случалась война (Швеция в качестве посредника между СССР и Финляндией в 1944 г.), никогда в мирное время не использовала посредников. Визит в начале этого года президента Эстонии в Россию подтверждает это правило. С другой стороны, попытки белорусского руководства «продать» Москве внешнеполитический курс республики можно рассматривать исключительно в формате попыток замаскировать проукраинский и прозападный тренд Минска.
Время истекло…
Для российской общественности, которая неплохо информирована о «суверенном», то есть по сути, прозападном внешнеполитическом курсе Минска, вопрос о сохранении финансово-ресурсной поддержки Беларуси со стороны России носит политический характер и по аналогии с Украиной очень остро воспринимается политическим классом федерации.
Видимо, предстоящее лето 2019 года должно стать неким поворотным пунктом в решении белорусской проблемы, так как у российской стороны не остается времени и политического потенциала дальше бесконечно уговаривать А. Лукашенко привести союзные отношения в удовлетворяющий обе стороны баланс.
Прежде всего, в Москве нет иллюзий в отношении шестого срока А. Лукашенко и предстоящей реформы белорусской Конституции, которая должна обеспечить власть династии Лукашенко до XXII века…
«Обобрали-обокрали»
Минск готовится к июньской схватке на ВГС. Главная задача белорусского руководства: выбить из России финансово-ресурсную и политическую поддержку избрания А. Лукашенко на шестой срок. Проблема в том, как этого добиться?
Выше отмечалось, что, серьезной аргументной базы у Минска нет, что, однако, не мешает Минску активно сопротивляться и периодически пытаться даже атаковать Москву упреками и скандалами. Самый последний крупный скандал – «грязная нефть», которую в качестве повода еще долго будут использовать белорусские СМИ для демонстрации того, что Беларусь оказалась «жертвой» российских «расхлябанности и разгильдяйства».
Вернувшись из Нур-Султана, белорусский президент вновь вспомнил о Беларуси в качестве «жертвы»: «после распада Советского Союза мы остались один на один плюс еще с советскими рублями. Нам обещали, что из советской рублевой системы мы не выходим, а потом нас кинули с этими рублями, забрав у нас товар и не оплатив. Беларуси оказались очень много миллиардов должны. Но мы их не получили… Я клоню к тому, что у нас народу нечего было есть. Пустые полки. Это в республике, которая всегда была развита в этом отношении — производстве товаров народного потребления и продуктов питания». (https://www.sb.by/articles/zakonnost-v- … itiya.html). Понятно, Россия съела все белорусские продукты (вывезла), опустошила прилавки и склады («пустые полки»), а самое главное – оставила республику без денег («с советскими рублями»).
Реплика
Автор этих строк в начале нулевых годов несколько раз встречался с белорусскими чиновниками, которые не один год не просто встречались с А. Лукашенко, а работали с ним в ежедневном режиме. Эти люди многое знали о первом белорусском президенте, но помимо тех или иных отрицательных и положительных черт, которыми обладает глава белорусского государства и которые освещали его бывшие соратники и сотрудники, они всегда выделяли его традиционное очень вольное обращение с фактами. Причем, фантазируя на очередную тему, как утверждают источники, А. Лукашенко сам начинает верить в собственные интерпретации.
Пример с советскими рублями, с которыми осталась республика, оказался одним из последних. Однако, стоит напомнить, что именно Беларусь первая, еще в рамках Советского союза, ввела республиканскую валюту – пресловутые «белочки» и «зайчики», чем внесла весьма солидный вклад в развал СССР. Автор этих строк, приезжая в Минск в то время и имея в кармане советские рубли, ничего не мог купить в минских магазинах.
Кроме того, до лета 1993 г. Национальный банк РБ спокойно эмитировал безналичные советские рубли и закупал за них миллионы тонн нефти, российское сырье и товары и ввозил в республику. Автор этих строк прекрасно помнит истерику белорусских СМИ, когда Москва закрыла эту наглую аферу с безналичными советскими рублями – «Москва-империя», «а что вы ждали от этих дармоедов-алкашей и т.д.». Понятно, так было очень хорошо столоваться у соседского холодильника, а тут «кормушку» закрыли. Так что А. Лукашенко явно извращает факты.
Очень интересен сюжет А. Лукашенко в отношении белорусских «товаров», за которые Россия «не заплатила». Вообще-то, хотелось бы подробностей: какие товары, их объем, время поставки, сумма долга, а то получается, как с известным обвинением Москвы в организации контрабанды через Беларусь (пресс-конференция президента РБ от 03.02.2017 г.) – до сегодняшнего дня ни одной фамилии мы, так и не услышали.
Между тем, взаиморасчеты между РФ и РБ были отрегулированы к 1996 г., когда оказалось, что после получения независимости Минск вообще перестал оплачивать поставляемый из России природный газ. Стоит напомнить, что в Минске вообще не хотели признавать этот долг, считая, что Москва, требуя деньги за уже поставленное «голубое топливо», «не уважает белорусский суверенитет». Учитывая, что, подводя итог газового долга, Минск активно искал встречные претензии (именно тогда была на 25 лет оплачена аренда российских баз), то если бы некие российские долги за поставленный товар из Беларуси все-таки были, что вряд ли бы Минск о них забыл заявить.
Уже не раз рассказанные белорусским президентом «сказки» о «пустых полках» являются классическим извращением фактов, так как какой-то товар все равно в белорусских магазинах, включая продовольственные, в 1994 году был. Мы это прекрасно помним. В российском Нечерноземье до 1992 года в магазинах не было даже маргарина, а в Беларуси магазины не ломились от товара, но еда была. Тем более, стоит напомнить, что республика еще в советское время почти одновременно с Литвой, ввела собственную таможню, которая работала по методу ниппеля: «в Беларусь ввозите, а вывозить ничего нельзя». Опять белорусский президент искажает факты…
Вся эта ложь рассчитана на то, что немало людей, которые помнят Беларусь в середине 1990-х годов, уже ушли от нас, а кто до сих пор «коптит небо», уже забыл быт последних лет ХХ века. Зато А. Лукашенко предстает перед людьми в роли «спасителя» и почти Бога, спасшего свой народ от голода тремя драниками…
«Жертва»
В общем, основа июньского Высшего Госсвета СГ постепенно начинает проясняться. Во-первых, нет никаких признаков того, что А. Лукашенко приступит к какой-либо реальной интеграции с Россией. На предложение российской рабочей группы, подготовившей под руководством министра Максима Орешкина вполне детальный план углубления интеграции, Минск прислал издевательскую отписку, в основе которой лежит скрытый ультиматум: «Платили и будете платить!».
Во-вторых, не имея реальной аргументации и стремясь оставить в неприкосновенности «суверенную», т.е. антироссийскую внешнюю политику, А. Лукашенко будет использовать украинский формат: «Беларусь – жертва России» и «обманута Россией».
Как известно, теория «Жертвы» доведена до совершенства на Украине, где все, что происходит негативного сразу приписывается Москве и В. Путину. Но если на Украине статус «Жертвы» доведен до своего совершенства, т.е. если на птицефабрике под Шепетовкой начинается падеж кур -- нужно искать русских диверсантов, то в Беларуси постепенно создана многоуровневая система пропагандисткой защиты, где «жертва» является только первой ступенью сложной политической интриги, в которой нашлось место всем: начиная от А. Лукашенко, белорусской оппозиции, В. Макея и так называемого «белорусского экспертного сообщества» и заканчивая Западом, который в итоге должен применить против России санкции за намерение (!) «аннексировать» Беларусь по примеру Крыма. Между прочим, к этому и ведет А. Лукашенко.
Продолжение следует
А. Суздальцев, Москва, 02.06.2019