Он был обеспечен заказами на строительство дорогих особняков в крупных городах страны. Девочка росла в обстановке стабильно большого достатка, обучалась бальным танцам у русской наставницы – мадам Рудковской. Поэтому Марика Рёкк симпатизировала русским и России.
После первой мировой лопнули многие банки, в том числе и те, в которых хранились сбережения отца Марики. Заказы на строительство сошли на нет, семья переехала в Париж. Семью в этот период выручила Марика – она серьёзно и неуклонно занималась танцами и очень рано начала работать с труппой Гертруды Хофман в кабаре «Мулен Руж». Через год Марика уже ехала со своим отцом, выступавшем в роли её импресарио, на гастроли в Америку и выступала на Бродвее, где проработала четыре года. В свои семнадцать она дебютировала в кино. Первая крупная роль была у неё в фильме «Поезд привидений». Затем она получает приглашение работать от киностудии УФА – немецкой «фабрики грёз». Пик карьеры молодой звезды пришёлся на в 1935–1938 года.
Талант Марики Рёкк оказался на большом спросе в Третьем Рейхе: министр пропаганды Геббельс воплощал в это время свою концепцию, в соответствии с которой киноискусство должно отвлекать немцев от житейских трудностей яркими экранными представлениями. Успешная актриса, в числе творческой делегации, была представлена Гитлеру. При встрече с фюрером актриса не вскинула руку в фашистском приветствии (этот жест казался ей неженственным), а сделала книксен.
Гитлер поцеловал ей руку и высказал ей своё почитание и удивление её талантом. Геббельс пытался за ней ухаживать, но Марика колкой шуткой смогла избежать его ухаживаний, за что она и её муж – известный в Германии режиссёр Георг Якоб, поплатились во время съёмок фильма «Кора Терри», который он объявил слишком эротичным. Готовый фильм запретили к показу на полгода. Но в целом карьера актрисы была яркой и стремительной. Кроме огромного таланта, немаловажную роль в этом сыграло и её замужество – с 1936 по 1959 год она работала только со своим горячо любимым мужем, который был старше неё на 31 год.
Агент «Илона», или как кинозвезда мирового уровня попала в знаменитую разведгруппу «Крона»
Из рассекреченных документов архива BND – разведывательной службы Германии следует, что звезда немецкого кинематографа Марика Рёкк уже с 1940 года была частью агентурной сети «Крона», передававшей информацию военно-экономического характера высокой важности советским властям.
Вербовку якобы осуществил директор актрисы – Хайнц Хофман. Супруг Марики, вероятно, тоже был завербован. Эту агентурную сеть возглавлял советский разведчик Ян Черняк, прозванный «человеком без тени», поскольку он сам и его агенты не были выявлены немецкой контрразведкой. Он сам не нарушал правил конспирации, исключая посещение публичных мероприятий и совершения правонарушений, и учил этому своих агентов. Черняк был универсальным разведчиком – знал в совершенстве несколько европейских языков, имел фотографическую память, был умён и осторожен.
В числе завербованных Черняком агентов были секретарь из министерства иностранных дел Франции, сотрудник разведки Румынии, банкир, крупный промышленник и даже офицеры из Генерального штаба сухопутных войск Вермахта. Кроме них были и такие личности, как астролог, коллега которого составлял гороскопы самому Гитлеру, дочь крупного конструктора (ему принадлежат разработки танков «Пантера» и «Тигр»). Руководитель советской разведки Берзин ставит перед Яном Черняком задачу помимо агентов из среды финансистов, промышленников, внешней и внутренней разведки Германии найти информаторов из числа деятелей искусства.
Так, в 1937 году в картотеке разведывательного центра Москвы появилась запись об агенте «Илона», под которой скрывалось имя знаменитой немецкой актрисы венгерского происхождения Марики Рёкк. То, что она работала на советскую разведку, в своей книге «Мой отец — Лаврентий Берия» упоминает Серго Берия: «Марика Рёкк имела доступ, без преувеличения, к ценнейшим разведданным, которые по линии стратегической разведки моего отца шли в Москву». Сама звезда в своей книге «Сердце с перцем» не упоминает своей причастности к разведывательной деятельности.
Главные достижения разведгруппы «Крона»: копии плана «Барбаросса» и схемы немецкого наступления под Курском, информация об операции «Санрайз»
Центр получал от группы Яна Черняка информацию, представлявшую огромное значение и оказавшую большое влияние на ход войны. Особо важные сведения получали от тех, кто имел важные должности в Рейхе: политической разведке и полиции (гестапо), военной разведке (Абвер) и даже в ставке фюрера. В отличие от таких агентурных сетей, как «Красная капелла» Леопольда Треппера и «Красная тройка» Шандора Радо (их выявили и ликвидировали), «Крона» успешно действовала на протяжении одиннадцати лет.
Радиограммы Черняка расшифровке не поддавались. Новейшие технологии и современные материалы по самолётостроению, системы противолодочной и противовоздушной обороны, конструктивные особенности и боевые параметры немецкой военной техники, данные о положении дел в оборонной отрасли, запасах стратегически важного сырья и секретных разработках Фау-1 – вот далеко не полный список того, о чём сообщали Москве агенты «Кроны». Благодаря их усилиям советское командование в 1941 году имело у себя копию плана «Барбаросса», обладало сведениями о стратегических планах противника на «Курском выступе» в 1943 году. Группа «Крона» внесла огромный вклад в успех советских войск в одном из самых сложных и важных сражений ВОВ – битве на Курской дуге.
Кроме того, во время одного из ужинов в загородном имении Геббельса, Марика Рёкк услышала очень ценную информацию, которая уже на утро стала известной в Москве. Агент «Илона» проинформировала Яна Черняка, а тот в свою очередь – советское военное руководство о сепаратных планах Германии, а именно желание провести тайные переговоры с Англией и США. Речь шла о том, что в 1945 году назовут операцией «Санрайз».
Знала ли известная актриса Марика Рёкк, что работает в конечном итоге на русских, на СССР? Однозначного ответа нет. Но её вклад в Победу над фашистским режимом переоценить сложно.
Как сложилась жизнь агента «Илоны» после войны
В 1944 году Марика Рёкк после съёмок в фильме «Девушка моей мечты» уезжает в Зальцбург, там у неё рождается долгожданный ребёнок – дочь Габриэлла. В 1945 город заняли американцы. Марика Рёкк выступала перед американскими солдатами (с ней рассчитывались не деньгами, а продуктами). А в 1946 году актрису неоднократно вызывали в американскую контрразведку – подозревали в сотрудничестве с немецким режимом. Фильмы с её участием, как и любые её выступления в Германии и Австрии были запрещены. Это было тяжёлое время для семьи.
В 1949 году в разгар шпионского скандала – Марику обвиняли в выполнении спецзадания для Канариса, её приглашают на съёмки фильма «Дитя Дуная», которые проходили на венской киностудии. После съёмок Рёкк пригласили в Мюнхенский театр, где она играла 4 года. Затем она участвует в съёмках фильма «Зелёный какаду» и в мюзикле «Хелло, Долли». В 1964 году Марика Рёкк второй раз выходит замуж, её избранником стал некий Фред Рауль. Они живут счастливо в австрийском городе Бадене.
Марика Рёкк до конца своих дней сохраняла хорошую форму, вела активный образ жизни. В 1991 году 88-летнюю актрису приглашают в Будапешт на роль графини Марицы. Умерла Марика Рёкк в 2004 году от инфаркта.
© kulturologia.ru